Россияне признались, чего ждут от работы

Отношение к работе у наших граждан неоднозначное. С одной стороны, пословицы вроде "работа не волк, в лес не убежит" - наше, так сказать, народное творчество. С другой стороны, работать русские люди умели всегда. Блоху, как мы помним, подковал именно наш Левша, а не Сэм, Джонни, или, паче того, Мустафа. Однако с тех пор много воды утекло.

Во времена СССР и плановой экономики что работай, что не работай - зарплата от этого не менялась. Инженер получал свои 120 рублей по тарифной сетке, и мог хоть целый день ничего не делать. Многих это устраивало, тем более покупать в магазинах было особо нечего, ездить - некуда, а квартиры государство давало бесплатно.

С тех пор многое изменилось. Принцип всеобщей уравниловки ушел в прошлое. Казалось бы, все просто - чем больше работаешь, тем больше получаешь. И наоборот. Молодежь начала выбирать профессию не только по призванию, но и по престижу, востребованности и уровню материального вознаграждения. Возможностей потратить это вознаграждение - море. Хочешь - езжай на Гавайи, хочешь - инвестируй в жилье, хочешь - купи хороший автомобиль. Но далеко не все в нашей стране научились воспринимать работу по капиталистически - то есть, как источник денег, адекватных приложенным усилиям. С момента распада Советского союза прошло уже без малого 20 лет, но окончательно избавиться от советского подхода к этому вопросу общество пока не в состоянии.

Раньше  иметь много денег считалось не то чтобы постыдно, но вроде как нехорошо. "Наши люди в булочную на такси не ездят" и "бедность не порок" - как раз из этой оперы. Работать "для души", а не за деньги, не гнаться за длинным рублем, а делать БОЛЬШОЕ ДЕЛО для государства - вот к чему стремился советский человек. Теперь все иначе. По данным недавнего опроса ВЦИОМ, россияне при устройстве на работу считают решающим фактором именно размер заработной платы (74%). Остальные требования, входящие в определение "соцпакет" имеют куда меньшее значение. Предоставление предусмотренных законом социальных гарантий считают важным для себя 37% респондентов. Возможность реализовать себя в профессии имеет значение для 28%, а удобный график, хорошие условия труда и какие-либо преференции со стороны предприятия - и вовсе для 20 с небольшим процентов. Равно как и престиж будущей работы.

Среди работающих граждан более половины (59%) недовольны размерами своей нынешней зарплаты. Это вполне закономерно - по данным Росстата, средняя зарплата в нашей стране составляет порядка 10-12 тыс рублей, в маленьких поселках и городах она нередко еще ниже. Жизнь, между тем, дорожает, да и удовольствий сейчас гораздо больше, чем в прежние времена. Модная одежда, клубы, поездки за рубеж, новая мебель, евроремонт... Неудивительно, что 30% тех, кто хотел бы сменить место работы, недовольны именно размерами своей нынешней зарплаты. Другие причины, характерные для западного человека, понимающего, что главное - не просто "срубить деньжат", а заработать себе "очки" на будущее, роли не играют. Лишь 8% начали бы поиск новой работы из-за невозможности продолжения профессионального роста на прежнем месте, столько же - из-за невозможности улучшить жилищные условия. 7% отправились бы искать лучшей доли из-за напряженного рабочего графика. При этом половина респондентов отмечает, что место работы менять бы не хотели.

Между тем "одна запись в трудовой книжке", которой так гордились наши родители, теперь вовсе не является критерием квалифицированности и надежности работника. Если раньше работали за идею и "летунов" не уважали, то сейчас любой менеджер кадрового агентства или сотрудник HR-службы скажет вам: с точки зрения профессионального и карьерного роста важно, чтобы человек менял место работы один раз в три-пять лет. Чаще - нехорошо, но и в этом случае никто вас порицать не будет. Насторожить потенциального работодателя может лишь несколько записей в трудовой книжке, сделанных в течение года. Но и это при желании можно объяснить. Одна моя знакомая - девушка с нелегкой трудовой биографией - заявила очередному "HR-у", проводившему с ней собеседование, что среди прежних коллег находились завистники, которые выживали ее, чтобы не выглядеть лентяями и бездарями на фоне потрясающего трудолюбия и результативности новенькой. Поразительно не то, что он ей поверил - хотя "интриганы" за последние полгода заставили ее сменить пять фирм. В конце концов, образование и послужной список были весьма и весьма, а сама девушка - вполне обаятельной. Удивительно то, что очередной работодатель, польстившись на все эти качества, взял ее на работу - шестую за столь короткий срок. А еще более странно то, что на каждом новом месте ей предлагали зарплату больше, чем на предыдущем. При том же объеме должностных обязанностей.

--------------------------------------------------------------------------------

Но это все же единичный случай. В массе своей россияне предпочитают иметь реальную синицу в руках, нежели эфемерного журавля в небе. Это вполне в духе российской ментальности, надежды на батюшку-царя, который в беде не оставит (в современном варианте - государство-батюшку). Строить же свое благополучие своими руками, как это принято на Западе - пока не про нас. Что ж, подождем. В конце концов, там рыночные отношения развиваются столетиями, и, возможно, уже наши дети будут воспринимать их естественно и органично. Не говоря уж о внуках.

Печалит другая тенденция - в погоне за пресловутым рублем (долларом, евро, тугриком) россияне пока забывают о том, что работодатель, кроме зарплаты, обязан еще и предоставить социальные гарантии. 57% респондентов считают, что высокая зарплата важнее всех этих гарантий и стабильности рабочего места, и лишь 36% придерживаются противоположной точки зрения. Выплаты в конце года, премии за хорошую работу, страховка и медобслуживание, спортзал - все это пока остается прерогативой нескольких иностранных компаний, работающих в России. Для остальных граждан нашей страны все эти бонусы, привычные любому французу или немцу, пока остаются сказкой из серии "их нравы". Неудивительно, что россияне до сих пор ставят личные договоренности с работодателем выше предусмотренных законом трудовых прав.  Такого мнения придерживаются 60% респондентов против 34%. При этом за последние три года россияне лишь укрепились в этом мнении - тогда соотношение было 55 против 41%.

По мнению 53% опрошенных, предприниматели сейчас не могут вести честный бизнес, иначе они прогорят. Три года назад так считало 62% опрошенных. Менее 10%разницы - и это несмотря на все заявления о необходимости сделать бизнес прозрачным и открытым. Значит, на деле не так уж и стремимся...

Итак, наши люди пренебрегают положенными по закону гарантиями, жаждут высокой зарплаты, пусть даже за счет бесправия, оправдывают жуликоватых работодателей и надеются  на их добрую волю. Неудивительно, что отстаивать свои трудовые права мы не умеем и не хотим.  Вот данные еще одного опроса, проведенного ВЦИОМ. Более 60% опрошенных признались, что в случае нарушения своих трудовых прав они не предпринимают ничего. Причем активность россиян в отстаивании своих прав снижается - в апреле 2004 года таких было 53%

Самый распространенный способ защиты своих трудовых прав - обращение непосредственно к начальству по месту работы. За последние три года доля тех, кто прибегал к нему, немного сократилась - с 21 до 17 проц. Но все же личные отношения у нас пока решают практически все... Другой распространенный способ реакции на нарушение трудовых прав - смена места работы /7 проц/. Опять-таки пассивная форма борьбы - дескать, мне не нравится, ну и уйду. "Не нравится - уходи", - вторят довольные таким исходом дела недобросовестные работодатели.

И лишь по 1% опрошенных пытались протестовать активно: участвовали в митингах, забастовках, других акциях протеста, отстаивали свои права силой или угрозой силы, вынуждены были давать деньги, подарки и т.п. И уж совсем скромные 3% респондентов прибегли к давно принятому на Западе способу: обратились в профсоюз или в совет трудового коллектива. Наибольшем рвением в деле отстаивания своих прав отличаются москвичи и петербуржцы. Стоит хотя бы вспомнить серию недавних акций на заводах иностранных компаний, работающих под Питером. Однако если большие города бастуют, то маленькие до сих пор живут по старинке: наиболее пассивны работники, проживающие в населенных пунктах с численностью до 100 тыс. человек. 67% из них в ответ на ущемление трудовых прав просто-напросто молча терпят и работают дальше.

Наталья БОКАРЕВА специально для Point.Ru