Дмитрий Алексеев: Xmas ретро
На днях нашлось свободное время перебрать архив старых газет – подписку «Нивы», «Сѣвера», «Всемiрной иллюстрацiи». Углубившись в чтение ветхих газет и рассыпающихся от времени пожелтевших журналов, я, любитель круглых дат и громких эпохальных событий, решил узнать, каким был этот мир ровно 125 лет назад.
«В конце XIX века оздоровительные приспособления и предметы гигиены являлись неплохим рождественским подарком»Оказалось, что Рождество 1883 года началось с вполне традиционного для того времени высокосветского мероприятия – костюмированного бала (авторская стилистика и пунктуация в дальнейшем оставлены мной без изменений): «…у Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Владiмира Александровича, в собствѣнномъ его дворце в Петербургѣ, происходилъ костюмiрованный балъ, отличавшiйся особеннымъ блѣскомъ и характѣрнымъ разнообразиѣмъ русскихъ исторiческихъ костюмовъ, радушиѣмъ Августѣйшихъ хозяевъ и общимъ оживлѣниемъ».
Если верить газетам, зима в тот год выдалась на редкость холодной: «…во время большихъ морозовъ въ Петербургѣ и въ Москвѣ на улицахъ нерѣдко зажигаются огни: изъ соседнихъ домовъ приносятъ по нескольку поленъ, каторыѣ складываютъ одно на другое и зажигаются; около такого костра вы найдетѣ кучку дворниковъ из блiжайшихъ домовъ, обязанныхъ нѣотлучно быть на улицъ у своихъ воротъ, да двухъ-трехъ извозчиковъ, замерзшихъ въ ожиданiи седока».
Как и сейчас, век назад Рождество было немыслимо без изысканных угощений. Большие поклонники haute cuisine и утонченные ценители заморских яств – лимузенской баранины, пармской ветчины и бордоских вин, – сегодня мы и представить себе не можем, что отечественные продукты могут заинтересовать утонченных европейских гурманов, например французов.
А вот в 1897 году все было наоборот: «Доставка яицъ въ Лондонъ изъ Волынской и Люблинской губернiй увеличивается постоянно. Товаръ направляется чрезъ Варшаву на Гамбургъ, а оттуда къ мѣсту назначеня».
То же самое можно сказать и о pret-a-porte отечественного производства: «Нѣсколько парижскихъ фирмъ сдѣлали крупные заказы кружевницамъ Елецкаго уѣзда на поставку въ Парижъ русскихъ кружевъ. Стоимость этихъ заказовъ простирается до 230 тыс. франковъ».
Зимние праздники – время не только радости, но и домашних хлопот. Владельцам изделий из экзотического дерева (например, мебели и паркета из венге или мербау) известна одна его неприятная особенность – сохнуть и покрываться трещинами в зимнее время, когда из-за отопления воздух в квартире становится слишком сухим. Единственный выход из ситуации – купить прибор, именуемый увлажнителем воздуха, который, кстати, приносит пользу не только мебели, но и нашему с вами здоровью.
Я искренне думал, что это удивительный прибор изобрели в наши дни – пусть 10–15 лет назад. Однако я сильно ошибался: «Однимъ изъ русскихъ ученыхъ изобрѣтенъ приборъ, который окажетъ значительное содѣйствiе оздоровленiю петербургскихъ квартиръ, особенно зимою. Приборъ будетъ автоматически увлажнять, дезенфицировать и озонировать воздухъ. Изобрѣтатель вошелъ въ соглашенiе относительно выдѣлки этихъ приборовъ съ одной изъ крупныхъ петербургскихъ торговыхъ фирмъ».
Сегодня мир помешан на рекламе. В наши дни изобретатели нетрадиционных, нестандартных рекламных решений буквально в считаные минуты зарабатывают баснословные состояния и автоматически приравниваются чуть ли не к национальным героям.
Оказывается, 100 лет назад люди также ломали голову, как бы привлечь внимание к своим товарам и услугам: «Въ Бельгiи развилась реклама на американскiй манеръ. Такъ, за нѣсколько дней до рождественскихъ праздниковъ, ходила по всѣмъ антверпенскимъ улицамъ процессiя, состоявшая изъ 20 человѣкъ, въ бѣлыхъ курткахъ и такого-же цвѣта брюкахъ, передникахъ и въ шапкахъ. Впереди процессiи шелъ хоръ музыки, человѣкъ изъ 10, наигрывавшiй самые модные марши. Каждый изъ участниковъ несъ на длинномъ шестѣ щитъ с надписью, восхвалявшей порошокъ для пудинга, изобрѣтенный булочникомъ N.N. Благодаря этой рекламѣ, догадливый булочникъ продалъ передъ праздниками многiя тысячи килограмовъ своего порошка и выручилъ за него массу денегъ. Фабриканъ мыла Л.К. расписалъ своими объявленiями всѣ антверпенскiе заборы. Фабриканты шляпъ заводятъ себѣ экипажи, спецiально предназначенные для рекламъ. Экипажы эти изящной формы, выкрашены въ такiе цвѣта, которые особенно бросаются въ глаза. На экипажѣ установлена модная шляпа, – колоссальный цилиндръ, вышиною отъ 3 до 4 метровъ. Въ шляпѣ устроено помѣщенiе для кучера, управляющего оттуда конемъ, разукрашеннымъ лентами, цвѣтами и бубунчиками».
Также газета сообщает о «слѣдующемъ остроумномъ способѣ привлекать покупателей. Нѣкто Далловицъ, имъющий булочную въ Гайдгассе (предмѣстье в Вѣнѣ), запекаетъ по червонцу въ одинъ изъ тысячи хлѣбовъ. Результатомъ этой счастливой выдумки было то, что булочная Далловица ежедневно, съ утра до вечера, осаждается толпою народа, издалека стекающегося въ Гайдгассе за покупкою хлѣба».
Меня как ресторанного обозревателя и человека, в силу профессионального интереса обращающего внимание на всевозможные гастрономические новшества, всегда интересовали не только необычные продукты, но и хитрые маркетинговые решения. Например, оригинальные концепции ресторанов. К примеру, пару лет назад я был сильно удивлен, познакомившись с Эдуардом де Брольи, учредителем парижских и лондонских ресторанов Dans Le Noir.
Эта концепция противоречит привычному способу приема пищи и вместе с тем до парадоксальности проста: трапеза проходит в кромешной тьме. В непривычной обстановке вкусовые рецепторы обостряются, что дает возможность по-новому прочувствовать вкус блюд и вин и в то же время служит благородной задаче – демонстрирует нам, чем является жизнь людей, не имеющих возможности видеть.
Кстати, большинство официантов в Dans Le Noir – слепые и слабовидящие. Но оказывается, что 100 лет назад в Париже существовало и заведение для людей, имеющих проблемы с речью: «Въ Парижѣ есть оригинальный клубъ Cercle des silencieux; члены его исключительно глухонѣмые, такъ же какъ и слуги, которыхъ призываютъ посредствомъ изобрѣтеннаго однимъ изъ членовъ небольшаго аппарата, производящаго въ нихъ легкое электрическое сотрясенiе. Предсѣдатель клуба – 75-лѣлетний старецъ, участвовавшiй въ войнѣ съ индiйцами, которые отрѣзали ему языкъ. Интересно, что въ этомъ обществѣ не играютъ, а бесѣдуютъ».
Сегодня мы все помешаны на рецептах здоровья. Всевозможные спа- и фитнес-центры открываются в крупных городах чуть ли не ежедневно. Радио- и телевизионный эфир полон рекламы чудодейственных порошков и лосьонов, авторских рецептов обретения здоровья. Посмотрим, какую информацию предлагали своим читателям газеты 1892 года: «Лечебныя свойства вибрацiи. Докторъ Шарко давно уже замѣтилъ, что больные, страдающiе параличомъ, чувствуютъ значительное облегченiе отъ продолжительныхъ путешествiй по желѣзной дорогѣ. Знаменитый врачъ устроилъ кресло, снабженное остроумнымъ приспособленiем, передающимъ креслу колеблющiе движенiя, подобныя тряскѣ желѣзнодорожнаго вагона. Послѣ сеанса въ «трясущемся креслѣ» пацiенты движутся свободнѣе, перестаютъ волноваться и пользуются спокойнымъ сномъ, приносящимъ имъ большое облегченiе. Докторъ Жиль де-ла-Турретъ, развивъ идею Шарко, пошелъ еще далѣе – онъ придумалъ «вибрирующую каску», передающую головѣ мѣстныя колебанiя. «Вибрирующая каска» производитъ слуховое впечатлѣнiе въ видѣ убаюкивающаго шума: одѣтая на голову здоровому человѣку, она черезъ семь, восемь минутъ возбуждаетъ позывъ ко сну и служитъ, такимъ образомъ, драгоцѣннымъ средствомъ противъ безсонницы. Во многихъ случаяхъ одного этого средства оказалось достаточно для прекращенiя мигрени и ослабленiя неврастенiи. «Вибрирующiе» аппараты доказали уже на практикѣ свою лечебную пригодность».
Кстати, в конце XIX века оздоровительные приспособления и предметы гигиены служили не только по прямому назначению, но и являлись неплохим рождественским подарком (по крайней мере, в этом убеждала реклама того времени):
«Pilules de Blancard против малокровiя, дѣвичьей блѣдности и вообще во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, когда приходится преодолѣвать недостаточность крови. Одобренныѣ Парижской Медиц. Акад. имѣютъ всѣ качества желѣзистаго iода».
Покупая подарки, мы стараемся убить сразу двух зайцев – найти нечто оригинальное и полезное и в то же время избежать подделок, в последнее время наводнивших не только рынки, но и прилавки магазинов и бутиков. Каждая современная модница знает десятки способов отличить настоящий французский парфюм от польских, румынских или китайских «аналогов».
Оказывается, вопрос, как не купить подделку, интересовал покупательниц и 100 лет назад:
«ДЛЯ КОЖИ! Eau de Lys de Lohse. Примочка для кожи: бѣлая и розовая для блондинокъ, желтая для брюнетокъ; придаетъ кожѣ свѣжiй видъ. Просятъ остерегаться поддѣлокъ; неподдѣльная только отъ изобрѣтателя Густава Лозе, придворнаго парфюмера: Берлинъ Iегерштрассе, 46. Продается во всѣхъ лучшихъ парфюмерныхъ и галантерейныхъ магазинахъ и у многихъ парикмахеровъ».
Как видите, почти все новое – это хорошо забытое старое. Хорошо, что осталась без изменений и суть праздника. Посему поздравляю вас с прошедшим Рождеством Христовым, и будьте внимательны, делая подарки друзьям и любимым!