Сделка с дьяволом: требуется ваша подпись
Возможно, «сделка с дьяволом» - слишком громкое определение ситуации, когда вам приходится поступиться собственными принципами и убеждениями во благо безгранично любимой компании, однако оно абсолютно точно передает всю важность и значение вашего выбора в данной ситуации. Что и говорить, на этом распутье рано или поздно окажется каждый из нас. Однако можно ли сделать выбор, который во всех отношениях будет правильным и наилучшим для нас? Между нашими личными ценностями и компромиссами, на которые мы должны идти ради наших начальников, всегда есть различного рода логические и идеологические неувязки и несостыковки. Наш статус профессионалов подразумевает, что мы должны обладать мастерским умением идти на компромисс и находить наиболее рациональный выход даже из самой сложной ситуации. Но что делать, когда желание следовать своим принципам заходит слишком далеко?
«Первый подобного рода момент истины в моей жизни наступил в 1985 году, когда я поняла, что мне либо придется либо менять работу, либо пойти на сделку с собственной совестью, - рассказывает Элизабет Доти, организационный консультант с 12-летним опытом работы в гостиничном бизнесе. – Это случилось в конце годовой встречи 55 директоров, проходившей в пятизвездочном отеле. В организации этого мероприятия я принимала самое непосредственное участие, выступая в роли sales-менеджера. Мероприятие отняло у меня целую неделю, заставив меня забыть об основных обязанностях. И в конце концов я была как никогда близка к увольнению!
Как это случилось? Мне дали задание выбрать привлекательных женщин-менеджеров для работы в качестве хостес на завтраке, устраиваемом для всех наших директоров-мужчин, а также выбрать для них соответствующего вида костюмы с декольте, что называется, «ниже пояса». Эта просьба обратила меня в состояние глубочайшего шока, однако отказ был чреват. Меня могли посчитать непослушным сотрудником или, хуже того, ханжой. Сначала я ничего не ответила на просьбу, а позже решил переговорить со своим начальником с глазу на глаз. Он отменил свое распоряжение, однако осадок, как говорится, остался.
Не посчитайте меня наивной. Я не переставала твердить себе, что подобные душевные встряски – неотъемлемая часть игры в бизнес во многих, даже самых образцовых компаниях. Этот прием почти сработал. Когда мероприятие подходило к концу, я практически перестала переживать об этом инциденте с костюмами и даже позволила себе немного погордиться тем, как хорошо и замечательно все закончилось.
Знала ли тогда, что мне предстоит пережить еще один не менее сакраментальный момент? Он материализовался в виде ежегодной лотереи для передовых сотрудников. Сцена была залита яркими огнями. За вращением барабана наблюдало множество глаз. 400 работников отеля, коридорных, инженеров, слуг, портье, затаив дыхание, ждали объявления имени счастливчика. PR-директор открыл билет с именем обладателя главного приза, достал посмотрел прямо на меня и громко продекламировал: «Элизабет Доти!»
Внутри меня все опустилось. Должно быть, они подтасовали результаты лотереи, надеясь таким образом вновь обрести мою лояльность. Я чувствовала, что каждый присутствовавший в тот момент в зале также проникся степенью фальсификации всего произошедшего. Однако я стояла и улыбалась, как будто бы получила свою, заслуженную награду. Было ясно – от меня ждали благосклонности. Так и не дождались - спустя шесть месяцев я сбежала в бизнес-школу».
Многие могут заявить, что нередко попадали в схожие ситуации. С течением времени незначительные компромиссы, на которые мы вынуждены идти изо дня в день, нарастают, как снежный ком, и в конечном счете могут привести к мысли, что ваши личные убеждения оскверняются самым недопустимым образом. Многие сотрудники могут подтвердить – такое происходит сплошь и рядом.
Компании требуют все большей продуктивности, при этом ужесточая корпоративную политику и безжалостно посягая на личные ценности работников. В результате изо дня в день менеджеры и работодатели попадают в затруднительные положения, в которых вынуждены сами себе отвечать на вопрос, насколько важно быть честным. С одной стороны, очень важно верить в организацию, дабы преуспеть в любой командной работе. С другой стороны, если решения управляющих директоров имеют свои, зачастую необъяснимые, первопричины, верить в непогрешимость и правоту компании становится очень сложно.
Психологи, бизнес-коучи и HR-специалисты активно работают над этой проблемой, проводят встречи с предпринимателями и наемными работниками. Основная их цель – выяснить, существует ли возможность преодоления этих разногласий без особых жертвоприношений? Как правило, исследователей интересуют рассказы специалистов из самых разных областей. В фокусе особого внимания – те, чье существенное влияние на политику, культуру, продукцию своей компании в силу тех или иных причин не афишируется. Конечно, ожидается, что рассказы будут полны цинизма и аргументами в пользу того, что работу нужно отделять от действительно значимых вещей. Многие делятся своими идеями о высоких идеалах и испытывают непоколебимое желание верить в свою организацию даже перед лицом моральной неопределенности и двусмысленности.
Пять дорог к компромиссу
Можно выделить пять основных стратегий, руководствуясь которыми, можно «победить дьявола» и избежать разочарования.
Стратегия победы. Многие из нас в той или иной степени принимают стратегию, направленную на испытание себя и утверждение собственной значимости. Мы скептически отзываемся о грандиозных устремлениях и говорим наше «фи» альтуризму, особенно на работе. Мы делаем ставку на напористость, упрямство, интеллект и свободные рынки как способ самопродвижения. Такие как мы взваливают на свои плечи проблемы хотя бы для того, чтобы убедиться в способности решить их. В центре нашей жизни и постоянного внимания – ее величество Работа. Мы можем поступиться собственными интересами и идеями для того, пока не поймем, что в наших руках сосредоточено достаточное количество силы и денег для того, чтобы требовать признания и уважения. 34-летний бизнесмен Дэйв – типичный представитель этой группы. «Пять лет. Фактически пять лет непрерывной работы. Не только днями, но и ночами, и по выходным. Мы заключали сделки, назначали практически невыполнимые сроки, не имея при этом необходимого для работы материала. Но когда в последний год мы продали компанию, она потянула на кругленькую сумму. Я ощущал себя Цезарем, возвратившим Рим после победы над галлами. Это был самый настоящий триумф».
Такая стратегия может удовлетворить человек на некоторое время, но также может привести к печальным последствиям, даже шоку. Когда Дэйв получил свой «кусок пирога», то обошел друга, чья прибыль не была столь внушительного размера. «Получается, что я победитель. Но не слишком ли высока цена этой победы и этих денег? Могу ли теперь считать себя хорошим человеком?» - задается вопросом Дэйв.
Стратегия жизни. Для вас работа не цель, а средство? Тогда это ваша стратегия. Люди, следующие ей, добротно выполняют свою работу, но их настоящее вдохновение – вовне, особое значение они придают дому и семье. Помня о случаях, когда круглосуточное пропадание на работе становилось причиной потери связи с близкими, эти люди научились ограничивать себя. «Чей-то платежный чек не прибыл вовремя, кому-то не понравился результат исследования… Черт побери, неужели это чрезвычайное положение? Я так не думаю, - заявляет Роберта, HR-директор компьютерной компании. – Поймите меня правильно. Я много времени уделяю своей работе, задерживаюсь после окончания рабочего дня, время от времени даже работаю в выходные. Но у меня есть жизнь вне офиса, которая заставляет меня сказать громкое «нет» «трудоголизму». Я не преследую пир этом каких-то враждебных целей, но у меня есть свой лимит».
Эта стратегия позволяет людям иметь более разнообразную жизнь в целом. Однако за все приходится платить. Как указал один из руководителей подразделения компании, работающий в сфере телекоммуникаций, «иногда вам нужно притворяться акулой, дабы пресечь попытки злоумышленников испытать попробовать вашу лояльность на вкус». «В противном случае вас могут отметить соответствующим «знаком качества», - поняла Роберта, - меня отправили в отставку, аргументировав это отсутствием стратегического видения вещей. Отлично, я беру тайм-аут».
Стратегия «хороших парней». Третья стратегия заключается в активном поиске работодателей, в чьи идеи или корпоративную культуру вы действительно поверите. Представители этой категории сходят с ума по работодателям, клиентам, организационным преобразованиям или бизнесу, действующему по принципу «делай хорошо, творя добро». Алекс, молодой продакт-менеджер компании, разрабатывающей программное обеспечение, любит свою работу, позволяющую сделать жизнь его клиентов проще. «Мне нравится идея о том, что я могу создать что-то, полезное, к примеру, моей маме. Здорово, что, используя нашу продукцию, люди экономят время и могут потратить его на что-то еще. Если я могу хоть немного изменить жизнь людей – это именно то, для чего я работаю», - рассказывает Алекс.
Однако «клиентская страсть» Алекса создала ему проблемы. «Наша команда разрабатывала продукт, который смог бы удовлетворить потребности нашего бизнеса, а не наших клиентов. Мы искали возможность получить с них больше денег, однако при этом мы не собирались предложить им продукт, за который действительно стоило платить больше. Мы общались с клиентами, однако не слушали их! Я чувствовал, что скоро взорвусь, и мне было просто необходимо высказаться. Руководство восприняло это как прецедент выступления против их попытки достижения «быстрого успеха». В конце концов я, что называется, вышел из блока», - вспоминает Алекс.
Таким образом, эта стратегия может поставить человека перед достаточно болезненной дилеммой и заставляет сделать выбор между их настоящей страстью и наградой – деньгами или одобрением.
Покидая игру. Если вы хотите вступить в группу последователей этой стратегии, то будьте готовы ради защиты собственных принципов на самые радикальные меры. В том числе и на увольнение. Часто такое происходит, когда организации, декларируя высочайшие устремления, на практике противоречат им. После того как Джим, директор по продажам компании, производящей и реализующей ковры, переехал вместе со своей семьей на другой конец страны, чтобы представить там новую линию продукции, компания внезапно изменила структуру своего портфеля активов. «Я принял эту роль, потому что верил в приверженность компании экологической чистоте продукции. Но теперь они изменили сферу моей ответственности, и я должен был продавать обычный товар под видом лучшего. Я не представляю, как моя совесть позволит мне общаться с клиентами». И действительно, вскоре Джим ушел к конкурентам.
Иногда выход из игры означает выход из корпоративной жизни в данной сфере в целом. «Я пыталась помочь компании увидеть большие цели, - рассказывает Амрита, старший вице-президент по инновациям и стратегическому маркетингу. – Но когда я начала понимать, что компания не собирается меняться в соответствующем, более рациональном направлении, я ушла. Я не способна устанавливать для себя ограничения или вкладывать в любимое дело только часть себя». В настоящее время Амрита работает консультантом и оказывает услуги некоммерческим организациям и институтам.
Играя в большую игру. Практически не фокусируясь на победе в традиционном понимании, играющие в большую игру, кажется, следуют безошибочному убеждению, что нечто действительно значимое гораздо больше, глубже и шире, нежели просто бизнес. Идет ли речь о человеческих ресурсах, духовности, обществе или окружающей среде, корпоративный мир, по их убеждению, – одно из самых эффективных мест для того, чтобы изменить окружающий мир в целом. «Я подсчитал, что полный переход на экологичные источники энергии займет около 150 лет. Надо надеяться, что моя компании внесет свою существенную лепту в этот процесс, - говорит Билл, СЕО компании, работающей в производстве альтернативного топлива. – Это именно то, для чего я каждый день прихожу на работу. Однако даже если мы проиграем, это тоже будет прогресс. Ведь кто-то будет учиться на наших ошибках. Так что наши действия в любом случае не лишены смысла».
За поднятыми в этой статье вопросами кроется нечто большее, чем просто личные императивы. Корпорации стали настолько мощно влиять на общество, что, по мнению многих людей, превзошли в этом стремлении даже национальные правительства. Если это действительно так, то способность каждого отдельного человека выиграть состязание с дьяволом много значит для каждого из нас. Ведь то, как работает наша компания, и то, чего она хочет от нас, во многом зависит от нашей позиции – от того, что мы считаем допустимым, а что нет.
Материал на основе статьи Winning the Devil’s Bargain из журнала Strategy+business подготовила Ольга Бедарева, E-xecutive