BTL-форум, промоакции, маркетинг, реклама, новости, общение...

Объявление

Форум переехал на новый сайт www.btlru.ru . Появилась возможность добавлять агентство,добавлять новости и много другое. Добро пожаловать!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Статьи о HR

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сделка с дьяволом: требуется ваша подпись

Возможно, «сделка с дьяволом» - слишком громкое определение ситуации, когда вам приходится поступиться собственными принципами и убеждениями во благо безгранично любимой компании, однако оно абсолютно точно передает всю важность и значение вашего выбора в данной ситуации. Что и говорить, на этом распутье рано или поздно окажется каждый из нас. Однако можно ли сделать выбор, который во всех отношениях будет правильным и наилучшим для нас? Между нашими личными ценностями и компромиссами, на которые мы должны идти ради наших начальников, всегда есть различного рода логические и идеологические неувязки и несостыковки. Наш статус профессионалов подразумевает, что мы должны обладать мастерским умением идти на компромисс и находить наиболее рациональный выход даже из самой сложной ситуации. Но что делать, когда желание следовать своим принципам заходит слишком далеко?

«Первый подобного рода момент истины в моей жизни наступил в 1985 году, когда я поняла, что мне либо придется либо менять работу, либо пойти на сделку с собственной совестью, - рассказывает Элизабет Доти, организационный консультант с 12-летним опытом работы в гостиничном бизнесе. – Это случилось в конце годовой встречи 55 директоров, проходившей в пятизвездочном отеле. В организации этого мероприятия я принимала самое непосредственное участие, выступая в роли sales-менеджера. Мероприятие отняло у меня целую неделю, заставив меня забыть об основных обязанностях. И в конце концов я была как никогда близка к увольнению!

Как это случилось? Мне дали задание выбрать привлекательных женщин-менеджеров для работы в качестве хостес на завтраке, устраиваемом для всех наших директоров-мужчин, а также выбрать для них соответствующего вида костюмы с декольте, что называется, «ниже пояса». Эта просьба обратила меня в состояние глубочайшего шока, однако отказ был чреват. Меня могли посчитать непослушным сотрудником или, хуже того, ханжой. Сначала я ничего не ответила на просьбу, а позже решил переговорить со своим начальником с глазу на глаз. Он отменил свое распоряжение, однако осадок, как говорится, остался.

Не посчитайте меня наивной. Я не переставала твердить себе, что подобные душевные встряски – неотъемлемая часть игры в бизнес во многих, даже самых образцовых компаниях. Этот прием почти сработал. Когда мероприятие подходило к концу, я практически перестала переживать об этом инциденте с костюмами и даже позволила себе немного погордиться тем, как хорошо и замечательно все закончилось.

Знала ли тогда, что мне предстоит пережить еще один не менее сакраментальный момент? Он материализовался в виде ежегодной лотереи для передовых сотрудников. Сцена была залита яркими огнями. За вращением барабана наблюдало множество глаз. 400 работников отеля, коридорных, инженеров, слуг, портье, затаив дыхание, ждали объявления имени счастливчика. PR-директор открыл билет с именем обладателя главного приза, достал посмотрел прямо на меня и громко продекламировал: «Элизабет Доти!»

Внутри меня все опустилось. Должно быть, они подтасовали результаты лотереи, надеясь таким образом вновь обрести мою лояльность. Я чувствовала, что каждый присутствовавший в тот момент в зале также проникся степенью фальсификации всего произошедшего. Однако я стояла и улыбалась, как будто бы получила свою, заслуженную награду. Было ясно – от меня ждали благосклонности. Так и не дождались - спустя шесть месяцев я сбежала в бизнес-школу».

Многие могут заявить, что нередко попадали в схожие ситуации. С течением времени незначительные компромиссы, на которые мы вынуждены идти изо дня в день, нарастают, как снежный ком, и в конечном счете могут привести к мысли, что ваши личные убеждения оскверняются самым недопустимым образом. Многие сотрудники могут подтвердить – такое происходит сплошь и рядом.

Компании требуют все большей продуктивности, при этом ужесточая корпоративную политику и безжалостно посягая на личные ценности работников. В результате изо дня в день менеджеры и работодатели попадают в затруднительные положения, в которых вынуждены сами себе отвечать на вопрос, насколько важно быть честным. С одной стороны, очень важно верить в организацию, дабы преуспеть в любой командной работе. С другой стороны, если решения управляющих директоров имеют свои, зачастую необъяснимые, первопричины, верить в непогрешимость и правоту компании становится очень сложно.

Психологи, бизнес-коучи и HR-специалисты активно работают над этой проблемой, проводят встречи с предпринимателями и наемными работниками. Основная их цель – выяснить, существует ли возможность преодоления этих разногласий без особых жертвоприношений? Как правило, исследователей интересуют рассказы специалистов из самых разных областей. В фокусе особого внимания – те, чье существенное влияние на политику, культуру, продукцию своей компании в силу тех или иных причин не афишируется. Конечно, ожидается, что рассказы будут полны цинизма и аргументами в пользу того, что работу нужно отделять от действительно значимых вещей. Многие делятся своими идеями о высоких идеалах и испытывают непоколебимое желание верить в свою организацию даже перед лицом моральной неопределенности и двусмысленности.

Пять дорог к компромиссу

Можно выделить пять основных стратегий, руководствуясь которыми, можно «победить дьявола» и избежать разочарования.

Стратегия победы. Многие из нас в той или иной степени принимают стратегию, направленную на испытание себя и утверждение собственной значимости. Мы скептически отзываемся о грандиозных устремлениях и говорим наше «фи» альтуризму, особенно на работе. Мы делаем ставку на напористость, упрямство, интеллект и свободные рынки как способ самопродвижения. Такие как мы взваливают на свои плечи проблемы хотя бы для того, чтобы убедиться в способности решить их. В центре нашей жизни и постоянного внимания – ее величество Работа. Мы можем поступиться собственными интересами и идеями для того, пока не поймем, что в наших руках сосредоточено достаточное количество силы и денег для того, чтобы требовать признания и уважения. 34-летний бизнесмен Дэйв – типичный представитель этой группы. «Пять лет. Фактически пять лет непрерывной работы. Не только днями, но и ночами, и по выходным. Мы заключали сделки, назначали практически невыполнимые сроки, не имея при этом необходимого для работы материала. Но когда в последний год мы продали компанию, она потянула на кругленькую сумму.  Я ощущал себя Цезарем, возвратившим Рим после победы над галлами. Это был самый настоящий триумф».

Такая стратегия может удовлетворить человек на некоторое время, но также может привести к печальным последствиям, даже шоку. Когда Дэйв получил свой «кусок пирога», то обошел друга, чья прибыль не была столь внушительного размера. «Получается, что я победитель. Но не слишком ли высока цена этой победы и этих денег? Могу ли теперь считать себя хорошим человеком?» - задается вопросом Дэйв.

Стратегия жизни. Для вас работа не цель, а средство? Тогда это ваша стратегия. Люди, следующие ей, добротно выполняют свою работу, но их настоящее вдохновение – вовне, особое значение они придают дому и семье. Помня о случаях, когда круглосуточное пропадание на работе становилось причиной потери связи с близкими, эти люди научились ограничивать себя. «Чей-то платежный чек не прибыл вовремя, кому-то не понравился результат исследования… Черт побери, неужели это чрезвычайное положение? Я так не думаю, - заявляет Роберта, HR-директор компьютерной компании. – Поймите меня правильно. Я много времени уделяю своей работе, задерживаюсь после окончания рабочего дня, время от времени даже работаю в выходные. Но у меня есть жизнь вне офиса, которая заставляет меня сказать громкое «нет» «трудоголизму». Я не преследую пир этом каких-то враждебных целей, но у меня есть свой лимит».

Эта стратегия позволяет людям иметь более разнообразную жизнь в целом. Однако за все приходится платить. Как указал один из руководителей подразделения компании, работающий в сфере телекоммуникаций, «иногда вам нужно притворяться акулой, дабы пресечь попытки злоумышленников испытать попробовать вашу лояльность на вкус». «В противном случае вас могут отметить соответствующим «знаком качества», - поняла Роберта, - меня отправили в отставку, аргументировав это отсутствием стратегического видения вещей. Отлично, я беру тайм-аут».

Стратегия «хороших парней». Третья стратегия заключается в активном поиске работодателей, в чьи идеи или корпоративную культуру вы действительно поверите. Представители этой категории сходят с ума по работодателям, клиентам, организационным преобразованиям или бизнесу, действующему по принципу «делай хорошо, творя добро». Алекс, молодой продакт-менеджер компании, разрабатывающей программное обеспечение, любит свою работу, позволяющую сделать жизнь его клиентов проще. «Мне нравится идея о том, что я могу создать что-то, полезное, к примеру, моей маме. Здорово, что, используя нашу продукцию, люди экономят время и могут потратить его на что-то еще. Если я могу хоть немного изменить жизнь людей – это именно то, для чего я работаю», - рассказывает Алекс.

Однако «клиентская страсть» Алекса создала ему проблемы. «Наша команда разрабатывала продукт, который смог бы удовлетворить потребности нашего бизнеса, а не наших клиентов. Мы искали возможность получить с них больше денег, однако при этом мы не собирались предложить им продукт, за который действительно стоило платить больше. Мы общались с клиентами, однако не слушали их! Я чувствовал, что скоро взорвусь, и мне было просто необходимо высказаться. Руководство восприняло это как прецедент выступления против их попытки достижения «быстрого успеха». В конце концов я, что называется, вышел из блока», - вспоминает Алекс.

Таким образом, эта стратегия может поставить человека перед достаточно болезненной дилеммой и заставляет сделать выбор между их настоящей страстью и наградой – деньгами или одобрением.

Покидая игру. Если вы хотите вступить в группу последователей этой стратегии, то будьте готовы ради защиты собственных принципов на самые радикальные меры. В том числе и на увольнение. Часто такое происходит, когда организации, декларируя высочайшие устремления, на практике противоречат им. После того как Джим, директор по продажам компании, производящей и реализующей ковры, переехал вместе со своей семьей на другой конец страны, чтобы представить там новую линию продукции, компания внезапно изменила структуру своего портфеля активов. «Я принял эту роль, потому что верил в приверженность компании экологической чистоте продукции. Но теперь они изменили сферу моей ответственности, и я должен был продавать обычный товар под видом лучшего. Я не представляю, как моя совесть позволит мне общаться с клиентами». И действительно, вскоре Джим ушел к конкурентам.

Иногда выход из игры означает выход из корпоративной жизни в данной сфере в целом. «Я пыталась помочь компании увидеть большие цели, - рассказывает Амрита, старший вице-президент по инновациям и стратегическому маркетингу. – Но когда я начала понимать, что компания не собирается меняться в соответствующем, более рациональном направлении, я ушла. Я не способна устанавливать для себя ограничения или вкладывать в любимое дело только часть себя». В настоящее время Амрита работает консультантом и оказывает услуги некоммерческим организациям и институтам.

Играя в большую игру. Практически не фокусируясь на победе в традиционном понимании, играющие в большую игру, кажется, следуют безошибочному убеждению, что нечто действительно значимое гораздо больше, глубже и шире, нежели просто бизнес. Идет ли речь о человеческих ресурсах, духовности, обществе или окружающей среде, корпоративный мир, по их убеждению, – одно из самых эффективных мест для того, чтобы изменить окружающий мир в целом. «Я подсчитал, что полный переход на экологичные источники энергии займет около 150 лет. Надо надеяться, что моя компании внесет свою существенную лепту в этот процесс, - говорит Билл, СЕО компании, работающей в производстве альтернативного топлива. – Это именно то, для чего я каждый день прихожу на работу. Однако даже если мы проиграем, это тоже будет прогресс. Ведь кто-то будет учиться на наших ошибках. Так что наши действия в любом случае не лишены смысла».

За поднятыми в этой статье вопросами кроется нечто большее, чем просто личные императивы. Корпорации стали настолько мощно влиять на общество, что, по мнению многих людей, превзошли в этом стремлении даже национальные правительства. Если это действительно так, то способность каждого отдельного человека выиграть состязание с дьяволом много значит для каждого из нас. Ведь то, как работает наша компания, и то, чего она хочет от нас, во многом зависит от нашей позиции – от того, что мы считаем допустимым, а что нет.

Материал на основе статьи Winning the Devil’s Bargain из журнала Strategy+business подготовила Ольга Бедарева, E-xecutive

2

Весёленькая, такая, статейка ;)

Заметки нелояльного сотрудника

Михаил Горностаев

«Другой профессор…рекомендует государственным мужам
исследовать пищу всех подозрительных лиц:
разузнать, в какое время они садятся за стол;
на каком боку спят, какой рукой подтираются;
тщательно рассмотреть их экскременты и на основании
их цвета, запаха, вкуса, густоты и степени переваренности
составить суждение об их мыслях и намерениях:
ибо люди никогда не бывают так серьезны, глубокомысленны
и сосредоточенны, как в то время, когда они сидят на стульчаке….»

Дж.Свифт «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию»

Впервые с необычным и странным для меня явлением – лояльностью я столкнулся, когда работал мерчендайзером по сетям в одной из крупнейших международных продуктовых компаний. Новые условия сотрудничества значительно увеличили ассортимент и место на полках для порошковых супов. В тот момент, когда я в соответствии с новой планограммой расширял «свою» выкладку и беспощадно сужал конкурентскую, девочка-коллега из проигравшей финансовую борьбу с сетью фирмы с грустным лицом произнесла:

- Как жаль покупателей!

- Не понял?… - удивился я.

- Я ни в чем не виню тебя, - продолжала она. - Это все твое тупое начальство с большими деньгами!

Мое недоумение возрастало.

- Покупатели будут вынуждены покупать худшее, ведь наши супчики вкуснее! - с энтузиазмом закончила моя конкурентка.

Признаюсь, я был настолько поражен искренностью ее монолога, что даже не вступил в дискуссию по поводу сомнительных питательных качеств глутамата натрия, в какую бы упаковку он ни был распакован. В дальнейшем, окунувшись в корпоративную жизнь, я перестал удивляться многим странным явлениям вокруг себя. Я больше не реагировал на менеджеров в дешевых корпоративных галстуках и дорогих костюмах одновременно. Я уже не улыбался, когда вокруг меня сотня психически здоровых и зрелых мужчин в исступлении скандировала дурацкие речевки о победе над конкурентами. Я спокойно наблюдал за взаимным мордобоем торговых представителей двух крупнейших газировочных компаний. Я свыкся с мыслью, что на планете Земля существуют целые расы уколотых, проктологов и марсиан, уверенных в своем превосходстве и обладающих некими тайными знаниями, недоступных прочим пребывающим в темноте и невежестве. 

Еще раз признаюсь в собственной неразвитости, но первоначально я предполагал, что все описанное выше есть проявление обыкновенной глупости. В дальнейшем, продвинувшись по пути интеллектуального развития, я осознал свою ошибку и понял, что за распространенный человеческий порок принимал корпоративную культуру и ее главную, образующую часть – лояльность.

Последний раз признаюсь, но первое время я ужасался, задумываясь о том, почему представители свободолюбивой нации, еще недавно с неподдельным энтузиазмом уничтожавшие все, что напоминало о подавлении личности государством и обществом, сегодня искренне подчинились новому и привнесенному извне механизму контроля над человеком? Я даже предположил, что все это фикция и вскоре мои коллеги посмеются друг над другом, но, глядя на выражение лица своего супервайзера, жарко рассказывавшего о победах компании, пришел к выводу, что с этим придется жить и по возможности бороться. Впрочем, я оказался не одинок. Во всех фирмах, где я трудился удавалось найти нескольких единомышленников, пусть и не готовых выступать открыто против, но всегда согласных с моей точкой зрения в приватной беседе. И практически все они были успешными профессионалами и, что пугало, умными людьми. Возник естественный вопрос: если они против, то, кто же поддерживает систему?

А то, что оставшиеся воспринимают лояльность как существующую характеристику и серьезный фактор успешной трудовой деятельности видно по целому ряду признаков. HR-менеджеры при собеседованиях оценивают лояльность кандидата, исходя из количества переходов с места на место в течение временного промежутка. Поступая на работу, мы знакомимся с кодексом поведения лояльного сотрудника. Затем лояльность проявляется в особенностях поведения, стиле одежды, образе жизни, взаимоотношениях внутри коллектива, но главное в характере работы. Причем лояльная работа не обязательно эффективная, она отвечает некоторым обозначенным принципам, которые и должны привести к желанной эффективности. Сайты переполнены статьями на эту тему. Защищаются диссертации. При внутренних аттестациях в оценочных листах многих компаний присутствует графа «лояльность к компании». Вспоминаю своего линейного менеджера в одной из крупных иностранных FMCG – компаний с мудрым лицом Ильича вопрошавшего при годовой оценке: «Лоялен ли ты к компании?» А я в ответ с гримасой ответственной серьезности отвечал: «Да!» И дальше с энтузиазмом рассказывал: как, где и когда я демонстрировал эту самую лояльность окружающим и в особенности конкурентам.

«Чтобы с врагом успешно бороться, его нужно изучать!» - подумал я и вскоре в результате наблюдений и штудирования соответствующих источников выявил основные проявления лояльности в современных компаниях, с которыми и предлагаю ознакомиться читателям.

1. Лояльность как инструмент психологического манипулирования сотрудниками.

Вообще-то термин взят из общественно-политической жизни, к бизнесу не имеет никакого отношения и отражает отношение индивидуума к действующему политическому режиму. Но крупные корпорации умудрились создать новую дефиницию, показывающую степень подчиненности поведения интересам компании. Причем понятно изначальное появление этого термина. В условиях жесткой конкуренции работодатели стремились улучшать работу сотрудников любыми методами. Считается, что верящий в фирму работник больше времени уделяет для общей победы, эффективнее работает, наконец, в прямом смысле готов порвать конкурента. Не наигравшихся в скаутов и пионеров молодых людей окружают особой атмосферой, посвящают в тайное знание, сплачивают общим духом, играми, соревнованиями, речевками, значками и галстуками, праздниками и сомнительными корпоративными газетенками (некоторые справедливо называют весь этот процесс воспитания лояльного сотрудника – зомбированием). В результате мы получаем некоего корпоративного субъекта, готового в огонь и воду за ту же зарплату. Оправданно ли это? С точки зрения удержания сотрудника на рабочем месте – да! Большинство подобных работников искренне верит, что за воротами их офиса жизни не существует и никогда не выйдет на рынок труда. При условии разумного материального и морального стимулирования, сопровождающегося процессом профессионального обучения, они могут стать надежным винтиком корпоративной машины на долгие годы. Но это единственный плюс на мой взгляд. Есть и много минусов. Во-первых, это подло. Все механизмы психологического манипулирования человеком заслуживают безоговорочного осуждения в демократическом обществе (забавно, но они привнесены компаниями из стран с вековыми демократическими традициями!). Во-вторых, это глупо. Глупо поддаваться сомнительным теориям, не подкрепленным, в отличие от социальных технологий советского периода,  серьезными научными изысканиями. В-третьих, неэффективно по отношению к умным сотрудникам, которые как предполагается из описания вакансий и представляют наибольшую ценность для любой компании, но в основной массе не поддаются примитивному психологическому давлению.

2. Лояльность как средство повышения производительности труда и как следствие, увеличения эксплуатации сотрудника за ту же зарплату.

Проявление, вытекающее из вышерассмотренного и отражающее естественное желание работодателя получать большую прибыль от своих сотрудников. Лояльные работники, верящие в святую идею полного и тотального разгрома конкурентов, готовы выполнять функции и свои и того парня, оставаться после шести и выходить по выходным и все это без ропота, без раздражающих напоминаний о трудовом законодательстве, за отдаленную перспективу в виде: «Друзья! Когда мы победим, то соберемся и гульнем так!..» Не берусь судить об эффективности содержания оплачиваемого стада, но впору вспомнить уже подзабытых основоположников коммунистической идеологии, которые прямо заявляли, что повышение производительности труда – прямой путь к увеличению эксплуатации работника капиталистом, так как обычно не влечет за собой соответствующего материального стимулирования.

3. Лояльность как проявление восточных общинных традиций и отсутствия устойчивых традиций демократии.

К сожалению, а, может, и нет, общество наше недолго побывало в состоянии всеобщей демократизации и перешло в эпоху осознания исторических ценностей. Люди с устойчивым толерантным и плюралистическим поведением составляют меньшинство наших сограждан. Господствует конформизм, стремление прибиться к какой-нибудь значимой социальной группе. В этой ситуации существование корпоративной культуры, сообщества людей, объединенных некой возвышенной целью, с четкой структурой развития и расписанной системой взаимоотношений сильно стимулирует сотрудников, обладающих традиционной русской ментальностью. Насколько для них это важно видно по целой системе искусственных признаков, созданных, скажем, для разделения сотрудников в зависимости от их карьерного положения. Цвет рубашек, возможность ходить в джинсах и свитерах, со всем этим нам приходилось неоднократно сталкиваться. Интересно то, что подобные системы особенно приживаются в западных компаниях и даже, если они проповедуют принципы открытости и свободного обсуждения, как правило, спорщиков и вообще сотрудников, пытающихся комментировать то или иное постановление офисного парткома, недолюбливают, а часто и выдавливают из коллектива. В качестве оправдания в этом случае используют тезис о так называемом командном духе. Но, господа, если вы готовы серьезно рассуждать о серьезности и значимости этого фактора, то извольте переехать на ПМЖ в Северную Корею, так как не секрет, что экономический успех западных государств в основной своей части слагался из пугающего восточных людей индивидуализма. Ярким отражением господствующей корпоративной лояльности является проходящая множество ступеней согласования и все по-прежнему безнадежно глупая реклама. Так что можно предположить, что данное проявление лояльности также не имеет никакого отношения к эффективному бизнесу.

4. Лояльность как оправдание процессов бюрократизации компании.

Парадокс, но все компании изначально строились на принципе максимальной эффективности управления и многие проповедуют его и сейчас. Однако на сегодняшний день, основным принципом развития и управления становится углубляющаяся бюрократизация их структур. Здесь опять таки имеется много общего с предыдущими рассуждениями. Ведь истоки лежат в исторических бюрократических традициях русского народа. Многие компании превратились в самообслуживающиеся структуры, работающие, прежде всего, на оправдание значительных заработков их главных управленцев и многочисленных офисных бездельников. Особенности экономической ситуации способствуют этому. Еще недавно рынок был настолько пустым, что голодные потребители хватали практически любой предлагавшийся продукт. Да и сейчас все еще осталось достаточно возможностей для экстенсивного роста. В условиях, когда процентный прирост возникает сам по себе, борьба за потребителя может успешно вестись кем угодно и как угодно. Вопрос о качественной работе пока не стоит. В тоже время существенный разрыв между зарплатами менеджеров и остальной части общества, все больше и больше закрывает путь наверх для новых людей. И в этом случае как нельзя кстати используется лояльность, ведь она – это собственная идеология, смазывающая шестеренки бюрократической машины и защищающая ее от вторжения инициативных, честных и решительных людей, безусловно необходимых для эффективного ведения бизнеса, но разрушающих всеобъемлющую атмосферу конформизма, позволяющую и дальше совершать большие и маленькие ошибки, раздувать оргструктуру и повышать оклады вместо осуществления действенных мероприятий. Поэтому, упаси Боже, получить в компании «адвоката дьявола»! Страх за посты и зарплаты особенно очевидно проявляется в так называемой «покраске» улиц, по которым поедет из аэропорта в офис очередной залетный американский или европейский председатель совета директоров. Никто не заинтересован показывать руководителю истинную ситуацию, поэтому особенно «шоколадно» приходится мелким ритейлерам, получающим значительные взятки за то, чтобы в течение нескольких дней подержать на лучшей витрине какой-нибудь ничтожный батончик или пачку сигарет. Кстати, и получающий все большее распространение набор менеджеров-стажеров из выпускников ВУЗов и «мы выращиваем только собственные управленческие кадры» - все та же защитная реакция бюрократических структур. Ведь изначально на работу принимаются люди, легко внушаемые и социально не адаптировавшиеся в силу возраста. К тому же, поколение второй половины восьмидесятых не имеет достаточных защитных механизмов против тоталитарного давления и психологического манипулирования, хотя бы потому, что их взросление происходило в иную политическую эпоху.

5. Лояльность как подражательство западным корпоративным традициям.

Ну, с этим в основном приходится сталкиваться в российских компаниях, находящихся в стадии интенсивного роста и сопровождающей его интенсивной бюрократизации. Барин, извините главный акционер, желает, чтобы все было «в глазури», как у них, у «западников». В результате, нахватавшиеся отрывочных знаний, но ужасно серьезные менеджеры начинают формировать нечто двухголовое и треххвостое, требуя полного почтения к монстру со стороны сотрудников и доходя чуть ли не до полицейских преследований сомневающихся. Не хотелось бы комментировать, как в подобных компаниях персонал с ужасом убегает из туалета, если в пределах естественной видимости к этому, безусловно важному и наиболее демократичному в любом офисе помещению, приближается один из верховных боссов. Но это уже скорее следствие следующего наблюдения.

6. Лояльность как бытовая глупость.

Возникает, когда человек переносит корпоративное поведение в сферу семейных и дружеских взаимоотношений. Неоднократно было замечаемо, когда во время совместного отдыха, после достаточного возлияния некоторые сотоварищи начинали с энтузиазмом рассказывать окружающим о невероятном качестве продукции своей компании, многочисленных победах над конкурентами, и демонстрировали следы ожесточенных боев на своем теле.

7. Лояльность собственно как честность сотрудника перед работодателем и его стремление хорошо выполнять свою работу.

Как мне кажется, только это определение имеет право на существование. Я всегда исходил из принципа максимальной добросовестности сотрудников и соответствующего доверия к ним. Но часто ли нам приходилось сталкиваться с таким пониманием лояльности? Думаю, нет! Поэтому и поставил я ее в конец списка, так на всякий случай.

Возможно, некоторым читателям будет незнакомо все, что описано выше, поэтому оговорюсь, что рассматриваемое явление, прежде всего, характерно для больших компаний. На мой взгляд, данный фактор отрицательно влияет на успешность их деятельности, но, к сожалению, на русские традиции чудесно легла идея о примате корпоративных ценностей над сотрудниками. Она была раздута до гипертрофированных размеров, заменив собой истинные ценности бизнеса. Было забыто, что механизм построения лояльности в основном внешний. Не сотрудник должен воспитывать в себе лояльность, а компания создавать условия для эффективной и привлекательной работы. Но зачастую офисы не заинтересованы в эффективности, они заинтересованы в сохранении структуры, а потому превратили лояльность в механизм подавления и оправдания своего существования. Многие работодатели пальцем о палец не ударяют: права сотрудников нарушаются, их не уважают, не предоставляют возможностей для роста и дохода, но при этом никогда не забывают поинтересоваться их лояльностью.

Любые методы ограничения свобод человека запрещены, но процедуры создания лояльности направлены именно на это. Лояльность мало приемлема по отношению к современному, здраво мыслящему, демократически и плюралистически настроенному человеку. Эффективная работа зависит от многих факторов и, прежде всего, от качеств характера, не имеющих ничего общего со стадным инстинктом и развитием чувства преданности. Хотелось бы еще раз процитировать моего друга, так охарактеризовавшего основные качества сотрудников современных корпораций:

Лояльность к руководству
Лояльность к коллегам
Лояльность к компенсациям
Лояльность к соцпакету
Лояльность к географическому месторасположению офиса
Лояльность к существующему уровню продаж
Лояльность к уровню роста данных продаж

Круговая лояльность!

Справедлив вопрос, если большая часть сотрудников корпораций лояльна подобным образом, то стоит ли вообще идти туда работать?

И еще раз не могу обойти вниманием свою любимую тему – продажников, подразумевая под этой категорией свободолюбивых полевых сотрудников. Не тех, кто спит и видит, как бы поскорее перебраться в офис, а тех, кто не представляет работы без многочисленных встреч и знакомств, кто не может жить без ежедневного общения, кто справедливо полагает, что приносит прибыль своей компании, а потому ждет обратной признательности. Все эти люди не являются конформистами по природе, а иначе никогда не добьются успеха. Опыт показывает, что замыкание на одной компании зачастую означает для них профессиональную деградацию. Человек, приносящий прибыль желает развиваться в карьерном, финансовом и моральном планах. Но зачастую компании относятся к ним достаточно цинично, ставя на их пути различные ограничения и забывая, что успешный продажник мобилен. Многие не задумываются, но увольняются чаще всего именно те сотрудники, кто может продать себя на рынке труда. Значит, они что-то стоят. Кто тогда остается? Не буду комментировать, назову их просто – лояльные. Но это уже вопрос к HR. Зачем они оценивают продажников по данной категории? Почему обвиняют портфельных (читай «опытных») кандидатов и поощряют сотрудников с дыркой на брюках от многолетнего сидения на одном месте?

На основании вышеизложенного, и, исходя из требований здравого смысла, закончу свой манифест так: лояльность в современных корпорациях есть явление, не имеющее никакого отношения к эффективному бизнесу, во многом ему вредящее, а потому сотрудники, исповедующие данный принцип, сродни алхимикам и астрологам, т.е. людям, занимающимся откровенно бессмысленным делом. И мой совет: устраиваясь на новое место, внимательно приглядитесь к тем, кто больше всех заботится о построении эффективной системы корпоративных ценностей или громче соседей выкрикивает слова патриотической речевки. Не думаю, что вам с ними по пути.

P.S. Не дай вам Бог увидеть при жизни друга, превратившегося в лояльного сотрудника.

И еще раз спасибо моему товарищу и постоянному комментатору, опять пожелавшему остаться в тени по целому ряду вышеизложенных причин. Вот его мнение.

Удивительно, какими схожими бывают мысли двух абсолютно противоположных по своему образованию, возрасту и взгляду на жизнь людей! Людей – продажников!

Самое удивительное, что два этих индивидуума объективно! могут оценить несколько компаний, так как имели опыт работы в них.

Лояльность! Как часто вы слышали данное требование на собеседовании, во время очередной аттестации, в порыве спора с линейными менеджерами или коллегами, зачастую напоминающими зомби? Лично я раньше сталкивался с подобным очень часто. Что самое удивительное ни один из вышеперечисленных оппонентов диалога/спора не смог внятно дать объяснение понятию лояльность! Лично меня это пугает. Я человек, который пытается быть логичным и рациональным, и я честно говорю: – «Я люблю факты!» Факты и логические обоснования. Если мне заявляют: - «Я лояльный сотрудник!» - возникает вопрос: в чем проявляется лояльность? Что вы думаете, мне отвечали? В 90% случаев, что лояльность заключается в «периоде работы на компанию», отсутствии опубликованного резюме, согласии с требованиями линейных менеджеров. Иными словами, по мнению большинства «лояльных сотрудников» основными критериями лояльности являются следующие факторы:

Продолжительность работы в компании
Безукоризненное выполнение всех стандартов и требований линейных менеджеров
Отсутствие инициативы и желания продавать. Ведь продавая себя, как менеджера, мы так же доказываем умение продавать в целом.
И т.д. и т.п.
Я не служил в армии, но почему-то именно с данной структурой у меня ассоциируются подобные принципы построения бизнеса.

Как человек, имеющий опыт работы как минимум в двух сферах (реклама и продажи), с подобными лояльными сотрудниками сталкивался в основном в продажах. Здесь я встречался и с людьми, работающими по 9-10 лет на одну и ту же компанию и с теми, кто поменял в течение 1,5 лет более пяти мест работы. Мое субъективное мнение, что зачастую, именно вторые являют собой тех менеджеров, с большой буквы, которые должны составлять, а в некоторых компаниях и составляют – костяк успешного менеджера, за счет которого и строятся бизнес-процессы.

Ситуация: есть регион, область, район, на территории которого компания имеет ряд проблем. Как вы думаете, кто быстрее и грамотнее построит бизнес-процесс на данном поле: тот, кто на протяжении 5 лет сидел на одном и том же месте, в одной и той же должности, с одинаковым набором вопросов или человек, обладающий портфельным опытом, имеющий багаж знаний и навыков решения вопросов в стрессовых ситуациях, но сменившего за последние 1,5-2 года три места работы? Кто сможет проявить гибкий подход? Кто сможет применить более инновационные методы к решению тех или иных вопросов? Исходя из своего опыта, я бы ответил, что второй.

В свое время при поиске работы я услышал в одном из кадровых агентств, что одним из требований их клиента было не рассматривать кандидатов из одной жутко известной молочной FMCG компании. Объяснением подобного критерия было, то, что клиенту не нужны чрезмерно «лояльные» кандидаты, привыкшие работать по накатанной и решать все вопросы по существующим канонам. На тот момент меня это очень удивило, но это оставило приятное впечатление.

Напоследок, я могу уверенно заявить, что считаю себя абсолютно лояльным сотрудником. Спросите почему? Могу объяснить:

- Решая какие-либо вопросы, я опираюсь на здравый смысл и интересы компании.

- Участвуя в переговорном процессе, я опираюсь на свой личный опыт, на базовые знания своих коллег и пытаюсь сделать более оригинальное, инновационное, если хотите, предложение.

- Обсуждая вопросы касающиеся оплат, я не начинаю торговаться, я прошу доказать мне целесообразность платежа, а уж потом торгуюсь – если у клиента еще осталось желание требовать оплат.

Что касаемо общепринятого понятия «лояльности», я считаю, что хороший тренер – это играющий тренер. А вопрос лояльности не нужно рассматривать под призмой: хороший сотрудник – лояльный сотрудник, на мой взгляд, лояльность – это ответственность как минимум трех сторон:

- Руководителя организации/ компании
- HR – менеджера
- Сотрудника