Столица катастрофически перенаселена. По последним данным, сегодня в городе проживает 11 миллионов человек. «Дневное население» (приезжие, которые находятся в столице временно) составляет еще почти 3 миллиона.
Именно фактором перенаселения эксперты объясняют высокие цены на столичную недвижимость. По их мнению, запредельная стоимость квадратного метра является последним сдерживающим барьером на пути еще более интенсивной миграции.
Одной из главных проблем Москвы являются дороги, причем как наземные, так и подземные магистрали. Ежедневно столичный метрополитен перевозит порядка миллиона пассажиров, при этом в один вагон в час пик может набиться до 100 человек. Не меньше проблем и на земле. Многочасовые пробки стали обычным явлением в столице, и удивляться этому не приходится. Согласно официальным данным, в Москве сейчас зарегистрировано более 3 миллионов автомобилей, к этому нужно добавить машины из других регионов, которых в столице тоже немало. А если учесть, что в год в Москве становится на 150-200 тысяч машин больше, в будущем ситуация только усугубится.
По мнению депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, проблема перенаселения столицы оборачивается колоссальными нагрузками на инфраструктуру города и жизнь москвичей. «Горожане постоянно испытывают большую психологическую нагрузку. Кроме того, огромный наплыв приезжих уничтожает культуру столицы и московские традиции». По его мнению, сегодня Москва превратилась в монстра, который притягивает все ресурсы страны, в том числе и человеческие. «В столицу едут из всех регионов. Приезжают люди с другими, совершенно не свойственными Москве жизненными установками. Получается некое вавилонское смешение культур, которое на практике оборачивается бескультурьем», — отметил Митрохин.
Инфраструктура города не справляется с таким наплывом населения. Как следствие появляются огромные очереди в школы и детские сады. Через активную застройку города идет уничтожение парков и зеленых насаждений столицы. Москва трещит по швам. Есть ли выход из этой печальной ситуации? Что намерены предпринять чиновники? Эти вопросы москвичи задают властям едва ли не каждый день, и есть надежда, что в самое ближайшее время ответы на них будут найдены.
«Расширять город мы уже не планируем, — заявил на днях заместитель мэра Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе. — Будем использовать свои внутренние ресурсы, например, заниматься ликвидацией пятиэтажного жилого фонда столицы, который занимает территорию около 20 миллионов квадратных метров. К 2010 году на этом месте будут строиться новые дома, рассчитанные на 50 лет, а не на 20».
Но одних этих мер вряд ли будет достаточно, так считает и депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. По его словам, выход из сложившейся ситуации — это развитие всего московского региона. «Должны появиться города-спутники Дубна, Фрязино, Химки, Наро-Фоминск, кроме того, нужно вовлекать в свою орбиту города „Золотого кольца“ — Владимир, Тверь, Суздаль. Это приведет к образованию вокруг Москвы цепи привлекательных жилых и рабочих анклавов». Кроме того, по мнению депутата, у Москвы должны появиться города конкуренты. «Надо, чтобы Москва потеряла свою сверхпривлекательность. В первую очередь, надо развивать Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск и города Поволжья. Все они могут составить конкуренцию столице».
Есть и другие интересные предложения. Например, предотвращению безудержного разрастания столицы могло бы служить создание ряда городов и поселений по скоростной транспортной линии между Москвой и Петербургом. Через несколько столетий оба города соединились бы в единый линеарный мегаполис Москвопетербург при полном сохранении исторической части городов в их современном объеме. На линию Москво-петербурга можно было бы вынести часть фабрик, учебных заведений, создать все условия по соединению застройки с природной средой. Это облегчило бы строительство очистных сооружений и сделало бы доступным для миллионов жителей музеи, театры, высшие учебные заведения, библиотеки обоих крупнейших городов нашей страны.
Впрочем, подобные проекты — дела отдаленного будущего, а что же сейчас? Нет никаких сомнений, что вектор развития рынка доступного жилья в ближайшие годы будет стремиться к окраинам города и пригородам — это объясняется дефицитом земли под застройку в развитых районах города, и, как следствие, высоким спросом и высокими ценами на появляющиеся здесь объекты. Уже в ближайшее время на рынок будет выведен целый ряд крупных проектов новых кварталов и небольших городов-саттелитов — как многоквартирных объектов, так и малоэтаэжной застройки.
Отдаленность от центра предполагается компенсировать солидной инфраструктурой. В новых кварталах будет предусмотрено строительство торговых комплексов, детских садов и школ, комплексное благоустройство и озеленение. Все это позволит создать здесь современную комфортную среду обитания, явно выигрывающую перед типовой застройкой советских времен и не «омраченную» уплотнительной застройкой.
point.ru