BTL-форум, промоакции, маркетинг, реклама, новости, общение...

Объявление

Форум переехал на новый сайт www.btlru.ru . Появилась возможность добавлять агентство,добавлять новости и много другое. Добро пожаловать!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Подарок за покупку: как это работает?

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

ист.: Advertology.Ru по материалам Лаборатории Рекламы

Как покупатель выбирает товар в магазине, какие товары из группы предпочитает, чем руководствуется при совершении покупки? Какие акции являются наиболее эффективными для повышения объема продаж товара? Каким образом можно уйти от традиционной механики промо-акции, значительно снизив при этом затраты на проведение кампании?

Дарим - стимулируем сбыт

Сегодня рынок перенасыщен однотипными товарами, а значит, имеет место жесткая конкуренция между производителями. Поэтому наиболее эффективными стали те инструменты рекламного воздействия на потребителей, которые позволяют персонифицированно донести уникальное торговое предложение до покупателя.

Одним из таких инструментов является акция "Подарок за покупку". Подобные мероприятия, как и акции с розыгрышами призов, проводятся тогда, когда дать попробовать продукт покупателю невозможно или не имеет смысла. Главная цель "Подарка за покупку" - увеличить продажи и как можно больше заработать на продукте.

Как покупатель выбирает товар?

Более 80% покупателей принимают решение о покупке того или иного товара непосредственно в магазине: пробуют товар, изучают упаковки, беседуют с продавцами, читают листовки на прилавках, плакаты на стенах и т. д. В среднем покупатель проводит в магазине 20-25 минут. За это время ему нужно принять решение о покупке того или иного товара. Выбор осуществляется не из всей полки (иначе покупателю 30 минут хватило бы только на 1 категорию), а из 2-3 знакомых марок. Это либо те марки, которые покупатель уже использует, либо те, рекламу которых он видел незадолго (1-2 дня) до посещения магазина. При этом как минимум 40% покупателей делают окончательный выбор товара в магазине именно благодаря информации, размещенной внутри помещения.

Количество людей, принимающих окончательное решение в магазине, неуклонно растет, следовательно, акция "Подарок за покупку" становится все более актуальной и востребованной.

Подарок, а не скидка.

Согласно опросам, не более 25% покупателей приобретают товар из-за скидок. Выбор в пользу скидки или подарка зависит от размера покупки, частоты потребления и целевой аудитории. Безусловно, скидка на товар позволяет повысить объем продаж в определенный период, но главный недостаток такой акции - снижение ощущаемого потребителем качества товара. Более того, скидка может нанести непоправимый ущерб имиджу нового на рынке товара. Покупатели же с большой суммой покупки вообще не нуждаются в скидке: разницу в несколько рублей они не заметят.

Любой производитель хочет завоевать как можно большее число приверженных покупателей, которые будут приобретать его товар, не обращая внимания, в первую очередь на цену товара. И подарки в данном случае гораздо интереснее. Вы скажете, мне сложно делать такие выводы, так как middle middle и up middle, о которых в данном случае идет речь, - это уже аудитория никак не "Пятерочки". Это не так: в настоящее время "Пятерочка" позиционируется как магазин рядом с домом и посещается покупателями с разным достатком. Что определяет специфику "Подарка за покупку".

Целевая аудитория.

Точное определение целевой аудитории необходимо для того, чтобы определиться, к каким конкретно покупателям мы будем обращаться, и выбрать механику акции. Обратите внимание на то, что устойчивых потребителей той или иной марки переключить на другую достаточно тяжело, однако процент таковых в секторе FMCG достаточно невысок. Безусловно, есть и исключения, например, сигареты, приверженность к которым выше, чем по остальным товарным категориям товаров часто возобновляемого спроса.

Этапы планирования.

Реализация акции. Самое первое, что необходимо для планирования акции, - это ответить на вопросы:
- Зачем мы проводим данную акцию (цели и задачи акции)?
- Какой результат (качественный и количественный) хотим получить?
- Что мы готовы для этого сделать?

Как правило, проведение промо-акции преследует следующие цели:
- Увеличение объема продаж. Особенно в ситуации, когда необходимо локально очень быстро увеличить объем продаж, освободив прилавки, склады, повысить оборачиваемость товара (ситуация "горящего стока").
- "Вытягивание хвоста" - усиление роста продаж в начало сезонного увеличения спроса и стабилизация уровня продаж в начале спада сезонности.
- Переключение с конкурентного товара. Защититься от конкурентной активности, запустив механизм, сохраняющий баланс.
- Запуск нового продукта, возможность инициировать первую покупку, создание первичного спроса на товар.
- Повышение лояльности к товару. Программа лояльности (лояльность торговой точке - дилеру, оптовику и т. п. либо лояльность конечному потребителю.

После постановки цели необходимо разработать механику акции и придумать коммуникацию - рекламное сообщение, которое убедит целевую аудиторию в том, что продвигаемый товар является наилучшим выбором для этого конкретного покупателя. Коммуникация должна быть четкой и понятной и содержать эмоциональный призыв. При разработке рекламного сообщения и механики акции необходимо в первую очередь учитывать УТП бренда и целевую аудиторию. Главное - показать покупателю, зачем ему нужен товар, какие проблемы покупателя он решает.

При создании механики проведения акции "Подарок за покупку" наиболее важно учитывать следующие факторы:
- Механизм акции должен быть прост, понятен и легко запоминаем. Пример: "Купи 2 упаковки кофе - получи кружку в подарок". Необходимо привлечь внимание покупателя к акции в тот же момент, когда покупатель впервые увидит рекламное сообщение. За это мгновение мы должны дать покупателю представление о категории рекламируемого товара, дать понять, что эта товарная категория для него интересна, дать возможность оценить привлекательность предложения и, самое главное, заставить испытать желание принять участие в акции.
- Стоимость покупки, необходимой для получения приза. Покупатели вряд ли приобретут ваш товар в ущерб остальному набору продуктов. Они приобретут его вместо аналогичного товара.
- Срок хранения товара. Чем он больше, тем больше возможность приобретения большего объема покупки единоразово.
- Товарная группа. Необходимо учесть частоту потребления продукта.
- Вес покупки. Автомобилем при совершении покупки постоянно пользуются чуть больше 20% покупателей. Поэтому, например, если при проведении акции в магазинах рядом с домом, куда покупатели приходят практически ежедневно, вы установите объем покупки, необходимый для получения приза, 3 пачки товара при обычной покупке одной пачки, акция вряд ли будет успешной: покупателям будет просто тяжело нести покупки домой.
- Средний чек торговой точки либо покупательская способность ЦА.

Безусловно, необходимо уделять внимание информационной поддержке акции: анонсировать проведение акции можно путем радиорекламы в торговых точках, размещая информацию в печатных изданиях, размещением POS и т. д. Таким образом, мы привлекаем к участию в акции большее количество покупателей.

Альтернатива: чековая программа.

В настоящее время количество акций "Подарок за покупку" настолько увеличилось, что присутствие промоутеров нескольких компаний в одном магазине в одно и то же время отнюдь не редкость. В сети "Пятерочка" критичным считается число 3, и присутствие четвертой компании, проводящей промо-акции, не допускается. Более того, запрещено одновременное присутствие компаний-конкурентов. Приоритетным временем проведения акции в основном являются часы максимальной проходимости. Соответственно, логично предположить, что присутствие нескольких групп промоутеров вызывает у покупателя негатив, вызванный излишней суетой, давкой, перенасыщением рекламной информацией и зачастую (к сожалению) непрофессионализмом промоутеров. В результате эффективность акции может резко снизиться.

В связи с этим актуальной является разработка альтернативной механики акции "Подарок за покупку". Поэтому мы разработали и вот уже более 3 лет успешно проводим чековую программу, главное в которой - выдача покупателю подарка кассиром на кассе в момент оплаты товара.

Данная механика помогает избежать следующих проблем:
- расходы, связанные с оплатой работы промоутеров и вознаграждением агентству;
- недостаточная подготовленность и непрофессионализм промоутеров;
- негатив покупателя по отношению к бренду, связанный с переполненностью торгового зала.

Кроме того, можно выделить ряд гарантированных преимуществ:
- Одновременный охват покупателей 170 магазинов в одном городе (более полумиллиона человек в день). Акция проходит в течение четырех недель одновременно во всех магазинах "Пятерочка" или "Карусель" Санкт-Петербурга или Москвы.
- Промо-день - 8 кассировх13 часов (акция проводится все время работы магазинов, т. е. по 13 часов в день в магазинах "Пятерочка" и круглосуточно в гипермаркетах "Карусель".)
- Широкая информационная поддержка: в период проведения акции каждые 15 минут транслируется радиоролик, в прикассовой зоне и на месте выкладки продукции размещены POS-материалы, а при покупке нужного товара реклама компании появляется на лицевой стороне чека.
- Кассиры отлично подготовлены и дополнительно мотивированы к успешному прохождению акции.
- Расходы на промо-день значительно меньше, чем при проведении акции "Подарок за покупку" с использованием промоутеров.

Эффективность акции оценивается по результатам продаж, рост которых в среднем составляет от 30 до 700% (в среднем 200%).

Более того, чеки с призовой надписью могут быть использованы в качестве купонов/лотерейных билетов, по которым впоследствии проводится розыгрыш крупных призов.

Существует и другой вариант чековой программы - воздействовать целенаправленно на аудиторию своих потенциальных потребителей, т. е. тех покупателей, которые приобретают аналогичный товар конкурентов. При проведении такой программы покупателю выдается подарок на кассе при покупке продукции конкурента.

Для продвижения категорий товаров, целевой аудиторией которых является молодежь, эффективна механика, связанная с отправкой SMS-сообщения: при покупке продвигаемого товара на чеке появляется номер, по которому нужно отправить сообщение и таким образом зарегистрироваться, став участником акции. Участвовать могут абоненты MTS, MegaFon, Beeline. Розыгрыш призов происходит по окончании акции в одном из магазинов.

Таким образом, сейчас мы проводим несколько вариантов альтернативной механики акции "Подарок за покупку", продвигая как продукцию поставщиков, так и продукцию и услуги непоставщиков (страховые, туристические компании, магазины одежды и т. д.)

Отмечу, что покупатели нашей сети уверены, что призы (какими бы они ни были) совершенно реальны, а не делятся среди персонала. После завершения акции в магазинах размещаются плакаты с фотографиями счастливых победителей, тем самым способствуя формированию доверительного отношения.

Подарок - это ваша благодарность покупателю за его приверженность продукту.

Наиболее интересен функциональный подарок - тот, которым покупатель будет пользоваться достаточно часто и который будет всегда на виду. Более того, лучше, если при промо-акции используются несколько разных призов за один и тот же объем покупки - у покупателя будет возможность выбрать подарок или купить продукт несколько раз, чтобы собрать всю коллекцию подарков. Пусть покупатель приобретет продукт несколько раз за период проведения акции, пусть в акции примут участие большее количество покупателей, чем это будет несколько покупателей, которые приобретут продукт 1 раз за период проведения акции.

Хорошо работает механизм, когда наряду с мелкими гарантированными подарками покупатели получают возможность выиграть главный, а лучше несколько главных призов по завершении акции. Более того, разместив "отчет о выигрыше", например, фото победителя с призом в газете, мы повысим доверие к акции и товару.

Каким должен быть подарок?

- Соответствующим потребностям целевой аудитории (потребителям пива - бокалы, покупателям чая или кофе - чашки, подставки под чашки, заварные чайники и т. д.).
- Функциональным.
- Оригинальным (ручка, например, безусловно, функциональный подарок и позволяет существенно снизить статью бюджета на подарки, но на настоящий момент покупатель уже достаточно избалован большим количеством промо-акций и разнообразием подарков, оригинальный подарок привлечет больше покупателей).
- Модным.
- Качественным: если логотип вашей компании стирается на призе либо сам подарок теряет свои функциональные качества, ломается и т. д. через непродолжительное время его использования, то это не способствует сохранению позитивного отношения к марке.

Подарков должно быть достаточное количество: экономия на призовом фонде недопустима. Необходимо помнить о том, что не все подарки возможно дополнительно изготовить за короткий срок. Если подарки заканчиваются в середине акции, их, конечно, можно заменить на другие, но покупатели будут расстроены тем, что не смогут получить анонсированный подарок. Еще хуже, если подарки заканчиваются в середине промо-дня.

Стоимость подарка должна составлять порядка 10-15% от стоимости покупки, необходимой для его получения.

Договоренность с торговыми точками.

При достижении договоренностей с торговыми точками о проведении акции особо необходимо контролировать следующее:
- наличие продукции в торговой точке в необходимом ассортименте и количестве для проведения акции;
- отсутствие в графике проведения промо-акции данной торговой точки акции конкурента в этот же период (не только в день, но и в неделю);
- выкладка товара.

Наличие продукции в полном ассортименте и необходимом количестве в точке является важнейшим фактором при проведении акции. Данный вопрос находится в полной компетенции компании-заказчика. Привлечь внимание покупателей к товару и акции и не дать этот товар купить - это делает бессмысленным всю работу по разработке, подготовке акции, подготовке промоутеров и т. д. Более того, вызывает негатив у покупателей и отрицательно сказывается на имидже товара. Также промоутеры должны обращать внимание на выкладку товара в торговом зале во время проведения акции. Нельзя допускать ситуации, когда заказанный товар не успели выложить к моменту начала акции.

Оценка эффективности акции.

Результаты акции можно оценить по следующим показателям:
1. Объем продаж. Как представитель ритейла, считаю, что это, пожалуй, главный показатель, позволяющий оценить эффективность акции. Как? Замерить объем продаж до, во время и после акции в те же дни, недели, часы; сравнить с объемом продаж в этот же срок в прошлые периоды; учесть изменение спроса, а оно может быть вызвано: сезонностью, спецификой товара и другими факторами; учесть объем продаж имеющихся на рынке конкурирующих товаров.
2. Знание торговой марки - проведение опросов в торговых точках до акции, во время и после. Опросы во время акции также позволяют оценить привлекательность идеи кампании.
3. Лояльность к бренду - степень удовлетворенности покупателей товаром, степень приверженности бренду, желание потреблять в дальнейшем именно ваш товар.

Для того чтобы акция была эффективной, необходимо:

- определить цели и задачи акции: зачем проводим данную акцию, какой результат планируем получить?
- учесть УТП бренда: в чем заключается уникальность бренда для аудитории, в чем его основное отличие от конкурентов?
- сформулировать, кто является Вашим покупателем, с помощью каких инструментов на него можно воздействовать?
- определить возможные механизмы продвижения, выбрать оптимальный; при выборе оптимального варианта учесть удельную стоимость доставки рекламного сообщения до покупателя, оперативность и охват целевой аудитории;
- разработать механизм координации и контроля проведения акции: производитель ® агентство ® торговая точка (обратить особое внимание на координацию работы промо-бригад и торговых точек, профессионализм промоутеров, наличие товара в необходимом количестве в торговой точке);
- определить, каким образом будем оценивать эффективность акции; критерии оценки эффективности акции.

Итак, резюмируя все вышесказанное, повторю, что акция "Подарок за покупку" является действенным элементом Sales Рromotion. Разработка альтернативной механики помогает внести разнообразие, заинтересовать покупателя, а также избежать негатива и дополнительных трат. Более того, при проведении акции мало привлечь новых покупателей, необходимо, чтобы они стали постоянными потребителями товара. Следовательно, промо-акции должны проводиться не от случая к случаю, а быть четко спланированы.

На успех влияет множество факторов. Целью данной статьи было показать, насколько важно при разработке и проведении промо-акции учитывать даже незначительные факторы. Не уделив должного внимания всего лишь одному моменту в организации, можно перечеркнуть практически все усилия, предпринятые в ходе подготовки акции. Анна Денисова

2

Серёж! Ну - честно: Денисова никакой Америки не открыла... ;)

3

Женя, это понятно, но на форум порой заглядывают новички, которым лень рыться в яндексе в поисках теории.
кому-то эта статья может быть полезна.

p.s. даже если бы я не знала Денисову, пиаром пятёрки тянет за 3 км )
но само по себе это не плохо, молодцы!
если бы ещё таких бешенных денег за свою чековую программу не требовали...

4

Главное не подарок, главное – идея!
Или… Как подобрать действительно работающий сувенир

ист.:Виктор Тамберг, Андрей Бадьин
Консультационное бюро «Тамберг & Бадьин»
Журнал "Практика Рекламы"

Наверное, каждый из людей, занятых в сфере маркетинга и рекламы, уже давно не покупает таких предметов как авторучки, зажигалки, кружки или визитницы. Всем этим любого специалиста в обилии снабжают клиенты и партнеры. Некоторых даже забыли о том, что такое покупать алкоголь- к «халяве» привыкаешь достаточно быстро и тратить деньги на то, что и так принесут и подарят, становится как-то даже ненормально. Алкоголь, конечно, тема особая, и доступная не всем, но горы авторучек с логотипами можно увидеть на любом рабочем столе любого офиса.  Авторучки пользуются особой любовью, стоят копейки, их никто не жалеет, иногда их дарят целыми охапками. Но есть ли во всем этом смысл?

К сувенирной продукции принято подходить как к чему-то малозначащему, некой «обязаловке», которая должна быть у каждой компании и у каждой марки, просто потому, что так должно быть. В результате, подавляющее большинство марок, в отношении сувениров, ограничивается продукцией из стандартных каталогов – всеми этими кружками, ручками, брелоками, зажигалками, блокнотиками и календарями. Как к такому может относиться потребитель, которому вручают подобный «ценный подарок»? Не зависимо от рынка, который мы рассматриваем, будь то рынок оптовых поставок промышленного оборудования или рынок конечного потребителя продуктов питания, отношение того, кому презентуют это нечто, оно адекватно настроению дарителя: мне дарят, ну я возьму, авось пригодится. Подаренный сувенир давно перестал восприниматься как знак уважения или хорошего отношения дарителя к потребителю. Разумеется, эффект от таких подарков также отсутствует.

Нет, мы не говорим о том, что потребителя нужно осчастливить сверхдорогими подарками, вовсе нет. Но сувенирная продукция является серьезным атрибутом любой марки и должна не просто иметь место быть, она должна создаваться в рамках стратегии бренда и преследовать те же цели, что и вся коммуникативная активность бренда. То есть, сувениры как и реклама, должны в первую очередь способствовать формированию и поддержанию нужного представления о целях, задачах и выгодах конкретного бренда. А стандартный набор из визитницы, пары авторучек и открывашки к этому совсем не располагает. Если же мы говорим о рынке услуг, где то, что потребитель выбирает, полностью виртуально и не существует в физическом мире, то сувенирная продукция вообще становится одним из самых важных атрибутов бренда, ведь это по сути единственное, что можно потрогать, что можно подержать в руках, чем можно похвастать перед окружающими, показав свое потребление конкретной услуги под конкретной маркой. Поэтому, отношение к сувенирной продукции надо менять.

На этом рынке несколько выделяются пивные и табачные бренды, ведь рынок уже заставил их бороться за своего потребителя. Поэтому, иногда, мы видим оригинальную сувенирную и подарочную продукцию – набор высокотехнологичных подарков от Kent или оригинальную одежду от Tuborg. Но даже на таком перенасыщенном рынке как пивной или табачный, это скорее исключения из правил, в то время, как у остальных участников, фантазии далее зажигалок и бокалов с логотипом, не распространяются.

Сувениры, особенно предоставляющиеся в обмен на покупку – это ведь не просто знак расположения к клиенту. Это все таки инструмент формирования ответного чувства – чувства лояльности покупателя к марке. Интересно, чем бренд-менеджеры пытаются вызвать лояльность на пивном рынке? Пивным бокалом или кружкой? А на сигаретном? Дешевой китайской зажигалкой? Об этом, как обычно, никто не задумывается, процесс идет по накатанной годами и даже десятилетиями, но ведь рынок меняется. И он заставляет думать.

Итак, сувенирную продукцию можно и нужно рассматривать не только как рекламоноситель. Рекламная продукция – атрибут бренда, который должен во всем соответствовать идее бренда, его ценностной составляющей. Ведь уже почти никто не делает упаковку или рекламу просто чтобы была, роль упаковки или рекламы уже многим видится весьма значительной, подчас даже более важной чем качество самого товара. Тезис о том, что хороший товар не нуждается в рекламе, уже давно забыт. В рекламе нуждается всякий, даже очень хороший продукт. Но почему-то сувенирная продукция, ее восприятие, впечатление от нее, не приравнивается к коммуникации бренда. Это странно, но это так. А если учесть, что значительная часть рекламы из себя представляет рекламу акций и розыгрышей призов в обмен на покупку, причем эти призы, как правило, также утверждены без учета того, какое впечатление о бренде они должны поддерживать, то выходит что и вся эта реклама не работает. По факту, как правило, так и происходит: в процессе акции наблюдается некоторый всплеск потребления, в дальнейшем он сходит на «нет» и уровень продаж возвращается к прежним показателям. Но ведь суть любой акции  не в том, чтобы здесь и сейчас заставить совершить покупку любой ценой. Суть любой акции в формировании долгосрочных потребительских предпочтений. И сувенирная, подарочная продукция также должна принимать участие в этом процессе.

Как и у любых других атрибутов бренда, у сувенирной продукции есть 3 задачи, упорядоченные по своей принципиальной важности:

1.        доносить идею бренда, его вектор, ценностную составляющую.

2.        отличать бренд из общей массы аналогов

3.        являться носителями дополнительных выгод.

Донесение идеи бренда

По возможности, каждый сувенир, каждый подарок клиенту, посетителю или покупателю, должен служить продолжением той личностной ценности, на которой построен бренд. Безусловно, любовь к «халяве» заставляет потребителя сметать как пылесос любые корпоративные или марочные сувениры. Но наша задача состоит не в пожизненном обеспечении потребителя авторучками. Наша задача состоит в том, чтобы при каждом взгляде на подаренный предмет, потребитель не только видел логотип, но и понимал, что есть тот бренд, логотип которого нанесен на сувенирную продукцию. Для человека это просто подарок, но наша задача в том, чтобы этот подарок еще и вызывал набор нужных ассоциаций, служил звеном в цепочке «мотив- реализация мотива через покупку бренда». Поэтому, любой сувенир должен в первую очередь выбираться с учетом ценностной составляющей бренда. В настоящее время не так и сложно выбрать что-то, ведь выбор сувенирной продукции не может и не должен ограничиваться рамками стандартного каталога. В конце концов, никого не удивляет тот факт, что дорогие, статусные бренды из сегмента Luxury не осуществляет раздачи дешевых подарков, почему же все остальные бренды, пусть и не настолько статусные, позволяют дарить все что попало?

Нужно понять – сам по себе сувенир – ничто в отрыве от идеи бренда, ее ценностной составляющей. При каждом взгляде на подарок, при каждом воспоминании о нем, потребитель должен понимать, каким его личностным ценностям соответствует бренд, что он ему несет. Не хватает фантазии придумать самостоятельно – нужно подключить фокус-группы, уж там участники в ответ на такой вопрос смогут предложить что-то интересное и полезное. Даже если бюджет невелик и не позволяет дорогостоящих экспериментов, всегда можно найти оригинальный ход и даже банальную кружку или футболку оформить так, чтобы донести все то, что хотите.

Отличие бренда от аналогов

Этот вопрос несколько сложнее, чем может показаться на первый взгляд, но он также упирается в стратегическую составляющую бренда. В идеале, атрибутами бренда должны служить не только логотип или слоган. Задействованы должны быть все уровни восприятия. В основном это визуальный (что мы видим), аудиальный (что мы слышим), кинестетический (что мы осязаем). Иногда (достаточно редко, надо сказать) могут быть задействованы густаторный (вкусовой) и олфакторный (обонятельный) уровни. Мы не придерживаемся идей Мартина Линдстрома (Brand Sence), в соответствии с которыми, этих отличий более чем достаточно для построения бренда. (Книга Мартина Линдстрома "Brand Sence. Чувство бренда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов" выпущена на русском языке в 2006 году издательством "ЭКСМО" – прим. ред.) Атрибуты – лишь якорь для психики, ключи для вызова нужных ассоциаций и в отрыве от стратегического уровня бренда, его идеи, все эти отличия – пустой звук. Но они все равно должны быть прописаны для того, чтобы использоваться и в товарной и в коммуникативной стратегии, и в том числе – при выборе набора сувениров и подарков. Не стоит занимать себя мыслями об особом вкусе (если вы конечно же не дарите съедобные сувениры) или запахе сувенира. Достаточно, как правило, лишь визуального и кинестетического факторов, чтобы достаточно эффектно отделить свою сувенирную продукцию от аналогичной.

Если это условие выполнено, и в документе, посвященном бренд-стратегии прописаны нюансы о том, каким должна быть поверхность на вид и на ощупь, а предмет на вес или какой формы, то тогда и проблем с выбором уникального сувенира и подарка становится значительно меньше. Главное, чтобы эти отличия имели место быть и чтобы они, если есть такая угроза, не мешали доносить основную идею бренда, то что мы рассмотрели выше. Повторим еще раз: отличия важны, но идея бренда принципиально важнее.

Выгоды и польза для потребителя

В принципе, все сувениры, так или иначе, полезны для потребителя. Но мы говорим о каких-либо особых, дополнительных выгодах, пользе самого предмета, если это, конечно же, реально. Сам сувенир по возможности должен быть необычным, имеется в виду непосредственно предмет, на который будет нанесен логотип и иные опознавательные знаки, символизирующие его причастности к бренду. Если мы говорим о футболке, то пусть на ней к примеру будет еще и карман для сотового телефона и т.п. Тем самым мы добьемся того, что потребитель будет еще и постоянно использовать подарок, тем самым постоянно вспоминая бренд в нужном контексте или демонстрируя его окружающим.

В идеале, это дополнительное преимущество должно располагаться в плоскости идеи бренда, или хотя бы ей не противоречить. Но все же, на наш взгляд, хоть пункт дополнительных польз и выгод и важен, его важность все же уступает двум аспектам обозначенным выше, и если придумать нечто сложно, то лучше ограничиться идеей донесения смысла бренда и показать его отличие. Этого уже будет достаточно для того, чтобы бюджет на сувениры и подарки не был растрачен впустую, то есть так, как это принято делать сейчас. Мы не призываем к созданию исключительно оригинальных, неповторимых и тем более дорогих сувениров, мы призываем все делать с умом. Если человек берет в руки сувенирный портфель, авторучку или надевает футболку с логотипом вашего бренда, то нужно четко представлять его ощущения и преемственность рационально-эмоционального вектора на уровне ощущения от использования сувениром и опираться на это представление. Ведь сейчас эпоха брендов, которая заставляет нас не просто как-то рекламироваться или что-то просто дарить в обмен на покупку. Брендингу должны быть подчинены все маркетинговые усилия в компании и не только они. Брендинг, в компании ориентированной на массового потребителя, должен быть стержнем всей деятельности вообще. Действовать иначе значит поступать попросту неэффективно в наше непростое время.

5

А вот эту - в ответ на вопрос по эффективности магнитов надо разместить!  :drinks:

6

Полезная, в принципе, информация. Скопировала. Дала менеджерам читать. Спасибо.

7

Рекламные сувениры: прошлое, настоящее и будущее рынка рекламно-сувенирной продукции
ист.: журнал «Курьер печати» №15/2006
Юлия Володина

Использование BTL-рекламы давно перестало быть модной «фишкой», став для российских компаний реальным маркетинговым инструментом, эффективность которого не вызывает сомнений.

По прогнозам АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России) и РАМУ (Российская ассоциация маркетинговых услуг), объем рынка BTL в 2006 году составит $1,7 млрд, а в ближайшие пять лет BTL-индустрия будет демонстрировать стремительный рост – от 27 до 30% ежегодно. «Курьер печати» решил заглянуть на «кухню» столь популярной BTL-рекламы, сосредоточив свое внимание лишь на одном из направлений BTL – рекламно-сувенирной продукции.

Статья основана на материалах прошедшего 6 апреля с.г. круглого стола «Новые быстроразвивающиеся сегменты рынка рекламно-сувенирной продукции для предприятий малого и среднего бизнеса», организованного компанией BusinessForward, Московской ассоциацией предпринимателей и Торгово-промышленной палатой РФ.
Несмотря на то, что официально АКАР разделил рекламу на традиционную и BTL только в 2003 году, индустрия рекламных сувениров зародилась в 1845 году в США, когда один из коммивояжеров приложил к своей визитке карманный календарик. К 1900 году в качестве рекламных сувениров использовали лошадиные попоны и тенты для фургонов. В России в советские времена любой подарок приравнивался к взятке, однако праздники все равно вынуждали дарить сувениры: памятные медали, наградные значки, настенные календари. Более ценные вещи преподносились всегда в приватной обстановке, при закрытых дверях.

В России сектор рынка рекламных сувениров активно развивается в последние годы. На сегодняшний день сувениры стали неотъемлемой частью деловой жизни. Их роль в деловом общении очевидна, и руководители компаний заказывают их как для собственных сотрудников, так и для партнеров, клиентов и заказчиков. Существует целая культура дарения деловых подарков, однако многие вопросы ее умелого и выгодного использования по-прежнему остаются открытыми.

Сегодня к бизнес-сувенирам можно отнести любые подарки – предметы обихода, офисные, деловые аксессуары, несущие на себе логотип и реквизиты компании или любую другую рекламную информацию. Условно сувениры можно разделить на несколько групп:

1. Полиграфическая деловая продукция (настенные, настольные, карманные календари, блокноты, планнинги, ежедневники, блоки для записей, плакаты). Это удобное изделие для обмена любезностями на переговорах, которое может использоваться для раздачи на всевозможных мероприятиях или входить в подарочный набор к празднику. Очень часто эту продукцию компании дарят своим сотрудникам в качестве новогоднего корпоративного подарка.
2. Промосувениры. Это недорогие мелочи с логотипом компании (ручки, зажигалки, брелки, кружки, открывалки, игрушки). Такие вещи обычно дарят на презентациях, выставках, на промо-акциях. Их можно преподнести и деловому партнеру, и собственным сотрудникам среднего и низшего звена.
3. VIP-подарки. Эта группа включает в себя самые интересные и необычные вещи: кожаные папки, часы, портсигары, картины, портфели, дорогие настольные принадлежности, которые используются не только по назначению, но и служат украшением офиса. К этой же группе относятся индивидуальные подарки из драгоценных и полудрагоценных камней, изделия из камня специально под заказчика. Данный товар обычно малотиражный, иногда такие подарки заказываются только в одном экземпляре и под конкретного человека. Сфера их применения строго ограничена, стоят они довольно дорого и преподносятся по особым случаям.

Бизнес-сувенир – это не просто дежурный презент, а рекламный носитель, составная часть имиджа компании и показатель уровня ее корпоративной культуры. А любой подарок, как известно, хорош настолько, насколько он продуман, подходит к ситуации и несет в себе определенный смысл. Сами факты дарения и получения подарка всегда вызывают положительные эмоции и способствуют созданию благоприятной атмосферы для делового общения. А использование рядовыми сотрудниками аксессуаров с фирменной символикой создает образ слаженного коллектива, поднимает корпоративный дух и в итоге вызывает доверие у клиентов и партнеров. Для любой компании необходимо, чтобы аксессуары были продуманными, не банальными, полезными в работе и обязательно качественными. Если компания говорит о качестве своего товара или услуг, она просто не имеет права ставить свой логотип на некачественный сувенир, который попадает в руки клиенту или партнеру.
Почему же бизнес-сувениры стали столь популярны? Не будем повторять всем известные маркетинговые формулы, а остановимся на исследованиях Владимира Кусакина, президента международной компании BusinessForward, основателя нескольких успешных бизнесов и обладателя сертификата из чистого золота корпорации Toshiba за заслуги в области маркетинга.

В любом бизнесе, как в физике, существуют строгие законы, по которым происходит развитие и расширение бизнесов. Суть успеха BTL-акций основана на двух основных законах.

1. Закон обмена.

Этот закон был открыт классиком американского менеджмента Роном Хаббардом в 1982 году, который отметил, что существует четыре типа обмена между людьми:
– грабеж (нам ничего не дают, но что-то забирают);
– неполноценный обмен (мы получаем меньше, чем рассчитывали);
– честный обмен (мы получаем то, на что рассчитывали). Это самый распространенный тип обмена в обществе;
– обмен с превышением (мы получаем немного больше, чем то, на что мы рассчитывали). Это и есть BTL-акции.
Доказано, что компании с первым и вторым типом обмена недолговечны, с третьим типом – стагнируют и не развиваются, а с четвертым – процветают и расширяются. Таким образом, превышение ожиданий клиента, партнера, сотрудника приводит к процветанию бизнеса и расширению компании. Даря сувенир, компания делает подарок сверх того, что заплатил клиент.

2. Закон сохранения энергии.

Сувенир в переводе с французского souvenir обозначает воспоминание, память. Люди часто сталкиваются с тем, что когда берут подарок в руки, вспоминают человека, который его подарил. Это происходит не случайно. Внимание – это излучение, которое исходит от нас, а предметы способны сохранять и передавать энергию. Например, японцы, когда дарят визитки, сначала смотрят на нее, стараясь передать положительное внимание, а потом двумя руками передают клиенту. Это маленькая тонкость японского менеджмента, к которой они относятся очень серьезно. А разве не память о себе хотят оставить компании, тратя значительные финансовые средства на производство рекламных сувениров?

Чтобы читатели получили максимально полное представление об особенностях рынка рекламно-сувенирной продукции, «КП» обратился за комментариями к специалистам из разных областей бизнеса, не ограничиваясь только медиаотраслью.

Наталья ВОЛГИНА, менеджер по рекламе ООО «ЦОП»:

– Насколько активно, на ваш взгляд, развивается рынок BTL-рекламы? Это часть имиджа или реальный маркетинговый инструмент?

– По всеобщему признанию участников рынка, немедийные каналы продвижения продукции – BTL и промо-акции, сувенирная продукция – показывают существенный рост. Это связано с тем, что у рекламодателей увеличилась потребность в точечном воздействии на свои целевые аудитории. Ведь BTL-акции проводятся именно там, где принимается окончательное решение о покупке. С помощью качественно организованной BTL-акции покупателя именно в момент принятия решения можно очень аккуратно «перетянуть» на свою сторону и деликатно предложить приобрести товар производителя, осуществляющего акцию.

Преимущество промоакции с использованием BTL-технологий и в том, что мы можем оценить ее результат и по качественным, и по количественным показателям: точно определить, какое количество покупателей участвовало в промо- или BTL-акции из общего числа посетивших магазин, сколько людей откликнулись на проводимые мероприятия и принесли купоны, какой процент покупателей совершили повторную покупку и стали поклонником бренда, как изменилось отношение покупателя к продукту.

Точная, узкосегментированная направленность BTL-акций на целевую аудиторию продукта выгодно отличает их от медийной рекламы. Причем стоимость контакта с целевым сегментом может быть и выше, чем в ATL, но эффективность такого рода акций тоже выше. BTL-акции формируют лояльность покупателя к продукту и стимулируют первичные и повторные покупки. Исследования показывают, что покупатели более благосклонно относятся к BTL-акциям, при этом, если они проводятся в местах продаж, эффект еще выше. Покупатель внутренне не закрыт от рекламных коммуникаций и расположен услышать обращение рекламодателя.

При этом в традиционных каналах все же потребуется большой бюджет, чтобы своим сообщением перекрыть общий медийный шум, а BTL-акции – это та ниша рекламного рынка, позволяющая «звучать» не столь дорого.

– Каковы конкретные технологии «ЦОП» по работе с клиентами, которые заказывают рекламно-сувенирную продукцию, например, ручку с логотипом фирмы?

– В «ЦОП» сувенирное направление довольно активно развивается: если в августе 2005 года мы начинали работу с одного-двух заказов, то сейчас производство сувенирной продукции поставлено на поток. Почти каждый крупный издательский дом заказывал у нас изготовление сувениров, например, «Индепендент Медиа», «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», «Амадеус», «Ровесник», «Триэл РПП» и т.д. Издатели заказывают сувениры как для рекламных акций в магазинах «ЦОП», так и для своих нужд (презентации, выставки, акции). Мы используем новые технологии и стараемся уходить от традиционных сувениров, типа брелок-ручка. В нашем арсенале такие сувениры, как полотенца, садовый инвентарь, часы, чашки, футболки, платки, зонты, автомобильные щетки, косметички, открытки, воблеры, стойки для печатной продукции, монетниц и т.д. Хотя совсем отказаться от брелоков и ручек мы не можем, так как это наиболее распространенный и доступный вид сувенирной продукции.

«ЦОП» наладил связи со многими производителями рекламно-сувенирной продукции, и наше качество и цены вполне конкурентоспособны. Для этого прилагается много усилий: постоянно ведется поиск новых поставщиков, придумываются новые решения. Мы активно посещаем выставки сувениров, подписываем прямые договоры на самых выгодных условиях, так как наша компания является крупным клиентом, чем не могут похвастаться некоторые рекламные агентства. Очень часто бывает так, что к нам обращаются клиенты, ранее сотрудничавшие с рекламными агентствами, и с удивлением обнаруживают, что в «ЦОП» работают оперативнее и цены у нас ниже. Что не может не радовать нас. Для нас каждый клиент бесценен, и нередко, обратившись к нам первый раз, заказчик больше не возвращается в рекламные агентства. Мы стараемся максимально подстроиться под клиента, понять, чего он хочет, на что нацелена его реклама, какие цели он собирается достичь, и затем предоставляем максимальный спектр возможных сувениров. Наша стратегия – работать над сувениром вместе с клиентом, думать вместе над формой и дизайном, дать какие-то рекомендации… И все это в режиме «горящих» сроков.

– Велико ли влияние подобных рекламных сувениров? Действительно ли они повышают лояльность клиентов и сотрудников по сравнению с обычной рекламой?

– В России роль бизнес-сувениров как средства рекламы пока еще недостаточно оценена рекламодателями – это и не мудрено. Известна же история возникновения термина BTL (Bellow the Line) – «за чертой». Это то, о чем забыл медиапланер, формируя бюджет рекламы. Чаще сувенирная продукция используется как средство позиционирования, демонстрации своей успешности. Эта особенность – следствие многолетней закрытости общества и отсутствия рекламной индустрии в условиях плановой экономики. Во времена «железного занавеса» привозимые из-за рубежа бизнес-сувениры были символом благосостояния и принадлежности к касте «выездных». Все это и привело к тому, что нынешние бизнесмены подсознательно ассоциируют сувенир с символикой своей фирмы с той самой зажигалкой, привезенной в середине 70-х из зарубежной поездки. Поэтому в условиях российского рынка рекламная сувенирная продукция – более средство PR, нежели инструмент рекламы, в силу чего рекламный потенциал сувенирной продукции используется не в полной мере. Таким образом, развитие рынка сувенирной продукции пока идет не такими темпами, как рынка медийной рекламы. Исходя из этого, одна из главных задач рекламистов, работающих в области бизнес-сувениров, – разъяснение рекламодателю всех аспектов сувенирной рекламы, ее особенностей именно как средства рекламы. Мы уверены, что средства BTL, примененные в нужное время в нужном месте, могут сформировать не только благоприятный имидж продукта, но и способствовать его продажам.

Виктор ТИТЛИНОВ,

генеральный директор компании «Евракрафт»:

– Что конкретно производит ваша компания?

– Наша компания занимается производством деколи. Это многослойное красочное покрытие, наносимое на специальную бумагу, которое потом вырезается и клеится на сувенир как обычная детская «переводилка». В зависимости от того, какие краски используются, она обжигается при температуре от 560 до 1380°C.

– Какова минимальная стоимость единичного изготовления деколи?

– Цена может колебаться от $200 до $750 за единицу товара в зависимости от качества, материала и расцветки. Белый цвет, например, несравнимо дешевле прочих.

– Каковы, на ваш взгляд, тенденции рынка рекламных сувениров?

– Если раньше заказы были унифицированы и выполнять их было довольно просто, то сейчас все чаще появляются индивидуальные заказы. Например, детский сад заказывает эксклюзивную партию детской посуды с картинками из русских сказок, мясокомбинат – разделочную стеклянную доску, которая не бьется, центр здоровья – набор посуды с красивым вензелем «Я худею». То есть тенденция такова, что начался приток клиентов, для которых главными вещами являются качество и эксклюзивность.

Олег ВДОВИН,

генеральный директор компании «Графика-Сервис»:

– Ваша компания производит ежедневники. Почему?

– Мы вышли из полиграфии, поэтому нам интересно производство ежедневников. Ведь что такое ежедневник? Это средство планирования и экономии рабочего времени, которое помогает упорядочить мысли, экономит время и в итоге позволяет получить больший доход.

– Не потеснят ли ежедневники электронные средства коммуникации?

– Несмотря на наличие электронных средств для записи, традиционные носители не только не устаревают, напротив, их популярность возрастает. Спрос на ежедневники увеличивается каждый год на 20%. Это недорогой корпоративный подарок, который удобен в пользовании и несет рекламную нагрузку. Эту вещь часто используют руководители, которые не работают с компьютером.

– Какие цвета ежедневников сейчас самые популярные?

– Всегда были популярны синий и черный, традиционно пользуются спросом темно-коричневые и бордовые цвета. Но тенденция такова, что будет возрастать процент ярких цветов – оранжевых, красных, зеленых.

Михаил ЛИТВИНОВ,

президент НП НСРП «Союзпечать», генеральный директор ЗАО КММП «Метрополитеновец»:

– Проводите ли вы BTL-акции в рамках своих сетей?

– Наша компания активно занимается разработкой и внедрением BTL-рекламы. И один из возможных вариантов раздачи нетрадиционной рекламы – ручки. Мы также предлагаем продвижение на таких компактных рекламных носителях, как зажигалки, брелоки, мини-игрушки и т.п. У нас открыто собственное производство, поэтому мы готовы выполнить любой индивидуальный заказ. Например, наше ноу-хау – это изготовление ручек-визиток. На одной стороне ручки написано имя, на другой – название фирмы и должность, на третьей – контактная информация. Цена ручек невысока, но смотрятся они потрясающе. Представьте, вас спрашивают: «У вас есть визитка?» – и протягивают свою бумажную, а вы в ответ ручку – это производит очень сильный эффект. Ручка с разработанным логотипом – уже не просто ручка, а сувенирная продукция, ценность которой сразу вырастает в несколько раз.

– К вам много поступает заказов?

– Много. Причем не только от издательств. В частности, немало заказов от ресторанов. Также мы связываемся с кинотеатрами, например, с предложением прикладывать к билету в кинотеатр ручку, на которой написано «Заказ билетов в кинотеатр такой-то» и указан телефон. В июле, например, фирма BEST будет заказывать и раздавать через нашу сеть 80 тыс. ручек с надписью «BEST – квартиры в городе Москве». Компания планирует дарить их читателям журналов, в которых есть реклама о недвижимости.

– Насколько затратным является этот бизнес?

– Первоначальные затраты на оригинал-макет, фотопленку и т.д., особенно при небольшом заказе, достаточно большие. Только клише стоит около $50. Получается, на запуск одной ручки или 40 тыс. ручек придется потратить одни и те же деньги.

– Вы изготавливаете ручки с вашим собственным логотипом. Какова цель производства таких ручек?

– Это часть имиджа, мы раздаем ручки с надписью «Метрополитеновец. У нас все серьезно» и нашей контактной информацией своим клиентам и партнерам на всевозможных мероприятиях. Но такую продукцию можно только раздавать, это работа на имидж, продавать ее бесполезно. Вот, например, «Роспечать» выставила на продажу ручки со своим логотипом. У них продажи не увеличились ни на один процент, они занимаются просто улучшением своего имиджа.

– Эффективна ли BTL-реклама?

– Я приведу самый показательный пример, чтобы вы представляли, что такое BTL-реклама и как она действует. Мы сделали 4 тыс. ручек, на которые нанесли рекламу нашего транспортного цеха. Точно такую же рекламу уже больше года мы подаем в журнал «7 дней» с миллионным тиражом. Так вот, количество звонков «с ручек» точно такое же, как «с рекламы» в 24 млн экз. журналов, вышедших за этот период. И еще. У меня в офисе есть коллекция из ручек от издателей. Это говорит о том, что все издатели тратят деньги на свой пиар.

Кирилл КАНУННИКОВ,

маркетолог рекламного агентства MOND:

– Насколько выгодно для компании создавать собственное производство?

– Сейчас российский рынок сувенирной продукции переживает сильные качественные изменения. Первоначально товар ввозили из-за границы, потом конкурентным преимуществом компании было наличие большого собственного склада. Однако наличие склада влечет за собой ряд проблем. Поэтому оптимальный подход сейчас – это создание собственного производства, изготовление собственных сувениров, разработанных под нужды компании и отражающих ее стиль, состояние, имидж.

– Получается, что развитие собственного производства напрямую связано с потребностью в эксклюзивности?

– Да, безусловно. Сейчас наблюдается новая тенденция. В первую очередь это касается эксклюзивных подарков. А для того чтобы сувенирная продукция создавала определенный имидж, ее нужно разрабатывать и изготавливать под заказ.

– Приведите пример необычных рекламных сувениров.

– Например, я ни разу не видел журналиста, который бы не пил кофе, не курил и нервно что-то не записывал. Закупаете чашку, пепельницу и ручку – готов необычный, с юмором, профессиональный набор для журналиста.

– Какова примерная стоимость заказа?

– Это недешево. Минимальный заказ находится на уровне от $7 тыс. до $10 тыс.

– Какой смысл клиентам обращаться к посредникам, а не напрямую к производителям, особенно когда речь идет о маленьких заказах?

– Производителям основные заказы поступают не напрямую от клиентов, а от рекламных агентств. Я в свое время просчитал, что если у клиента бюджет на сувениры меньше $500, то ему выгоднее работать с посредниками, потому что они сделают для него гораздо больше. Потому что рекламный бизнес существует для того, чтобы клиент занимался своим делом!

Время идет, все меняется в сторону улучшений!

8

Уважаемые коллеги,

есть полезная информация? пишите!!! Тема посвящена: «Подарок за покупку: как это работает?»

спасибо!