Конфискация по-украински
Поехав в Крым на машине, можно вернуться пешком
Александр Андрюхин
Отправившись на отдых в Крым и вообще на Украину с друзьями, можно лишиться автомобиля. Для этого достаточно даже ненадолго передать его приятелю - например, попросить его съездить в магазин. Даже если доверенность оформлена по всем правилам, вас могут обвинить в нарушении таможенного законодательства и конфисковать транспорт через суд. Именно с этим столкнулись москвичка Дарья Филимонова и житель Керчи Алексей Кшановский. Они решили навестить родителей Алексея. Поехали на "Рено", а возвращались уже пешком.
Алексей с Дашей познакомились в Москве. Ему - 24 года, ей - 21. Даша - москвичка. Работает в рекламном агентстве. Алексей - гражданин Украины, родом из Керчи.
Год назад он приехал к брату-москвичу и в Москве встретил свою судьбу - Дашу. Полгода назад молодые люди сняли квартиру в Мытищах и с тех пор живут в гражданском браке. Осенью решили пожениться и перед этим шагом отправились в Керчь - Алексею не терпелось познакомить будущую супругу с родителями. Тем более что Даша была уже на втором месяце беременности.
- Чего вы на поезде поедете, - сказал Алексею брат Саша, - возьми мою машину.
Доверенности на управление "Рено-Лагуна" брат выписал и Алексею, и Даше. Оба документа заверили у нотариуса. Но доверенность Алексея - генеральная, у Даши - на два месяца. Обе доверенности - с правом выезда за границу.
- Когда мы пересекали границу со стороны Кубани, за рулем сидел Алексей, - рассказывает "Известиям" Дарья Филимонова. - Точнее сказать, я вообще к рулю не прикасалась. На пропускном пункте "Крым" украинские таможенники заявили, что хотят оформить машину как собственность на меня, поскольку оформить ее на Алексея проблематично. Он ведь гражданин Украины, а машина, дескать, российская. "Это всего лишь формальность. Пусть машину водит муж. Главное - чтобы вы были рядом", - заверили таможенники.
Родители Алексея были от Даши без ума, молодая пара наслаждалась морем и солнцем. Так продолжалось 6 дней, а на седьмой, 5 июля, Даше стало плохо. В тот день на рынок за фруктами Алексей отправился один.
- В самом центре Керчи меня остановил милиционер, - рассказывает "Известиям" Алексей Кшановский. - Я протянул права и доверенность, он все это изучил и спрашивает: "Почему вы ездите на автомобиле, который ввезла россиянка Филимонова?" Я попытался объяснить, что Даша моя жена, но он и слушать не стал. Минут через 10 подъехали таможенники и приказали мне следовать за ними. Объяснили, что я не имею права управлять автомобилем, который ввезла Даша. Приехала жена, но никакие разъяснения и даже слезы не помогли. Ее уверили, что решаться все будет в суде. Даже успокоили - дескать, суд назначит штраф, это обычное дело.
Разбирательство состоялось через 10 дней в Керченском горсуде, куда пришли Алексей с Дашей и вся его родня.
- Мы думали, хоть на суде разрешится это недоразумение, - рассказывает "Известиям" отец Алексея Сергей Кшановский, - но встал прокурор и неожиданно заявил, что Даша привезла автомобиль для продажи, а после сделки не заплатила налог. Мы чуть ли не хором пытались объяснить, что они без пяти минут муж и жена, что генеральная доверенность брата оформлена на него, а значит, Даша не могла продать машину. Но судья Виктор Левченко сказал, что об их родстве нет документального свидетельства. А генеральная доверенность Алексея ничего не значит. Главное - это таможенный протокол, где указано, что машина принадлежит Даше. После этого судья стукнул молоточком и объявил решение: Дарью Филимонову признать виновной в нарушении таможенных правил, а автомобиль конфисковать.
Шок, который испытали молодые, трудно передать. Уже через пять дней апелляционный суд в Симферополе признал решение Керченского суда правомерным. Молодым людям ничего не оставалось, как в глубоком унынии отбыть в Москву. Но уже поездом.
"Известия" связались с Керчинским судом и попытались получить комментарий у судьи Виктора Левченко. Но безуспешно.
- Решение уже принято, - сказал он, - возвращаться к этому делу я не хочу.
За разъяснениями "Известия" обратились к украинскому депутату Константину Кеворкяну.
- Действительно, в Таможенном кодексе Украины есть 336-я статья, - рассказывает Кеворкян. - Она называется "Неправомерные операции с товарами, транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем". Согласно этой статье осуществление операций с транспортными средствами и товарами, находящимися под таможенным контролем, может повлечь их конфискацию. Но ведь конфискация - это крайняя мера. Она применяется к лицам, получавшим неоднократные предупреждения, а сначала обычно налагается штраф.
Как заявила "Известиям" Анна Шумова, адвокат Даши, никаких предупреждений и штрафов россиянке ранее не выносилось. Теперь Анна Шумова готовится к разбирательствам в Верховном суде Украины.
Возможно, то, что произошло с Алексеем и Дашей, лишь частный случай. Но еще один украинский адвокат, пожелавший остаться неназванным, подтвердил: подобные судебные решения стали в последнее время не редкими. Причем нарушение таможенных правил имеет место даже тогда, когда россиянин передает автомобиль другому россиянину. Так что россиянам, отправившимся на Украину на автомобиле, надо быть очень осторожными.
P.S.: не хреново так - сначала навязать оформление на россиянку, а потом за это же ещё и конфисковать тачку. Хохлы! У вас там тачек мало?