ВTL-директор должен знать все о маркетинге, а еще уметь быстро реагировать на ситуацию, разрешать любые проблемы и сглаживать возникающие конфликтные ситуации, заряжать уверенностью подчиненных и делать так, чтобы клиент, получив в срок качественно выполненный заказ, даже не подозревал обо всех сложностях работы и форс-мажорных обстоятельствах. Несмотря на большую ответственность и постоянные стрессы, такая работа дает несравнимые навыки контроля и управления, в том числе и удаленного, поэтому опытный BTL-директор впоследствии может успешно реализовать себя практически на любой управленческой позиции.
BTL-директор: руководитель, психолог, аналитик
Общее описание
Должность BTL-директора существует во всех коммуникационных (рекламных) агентствах, где прибыль от BTL1 составляет от 50% и выше. BTL-директор внутри агентства отвечает за все составляющие рекламного процесса: от подготовки предложений клиенту до составления отчетов и рекомендаций по реализованным проектам, поэтому именно от его действий зависит большая часть прибыли агентства.
Образование
Профильным образованием для BTL-директора является маркетинг. Работодатели ценят маркетологов, окончивших ГУ ВШЭ, МГУ им. М. В. Ломоносова, РЭА им. Г. В. Плеханова, ГУУ. Будет полезным высшее образование по психологии и социологии, поскольку BTL-директор должен знать, какими методами правильно воздействовать на умы той или иной аудитории. Диплом по статистике или математическому анализу тоже не будет лишним, так как умение оценить эффективность проведенной кампании и составить рекомендации для клиента также входит в его обязанности. Однако базового образования недостаточно для эффективной работы на позиции BTL-директора. Необходимы еще талант и стремление развиваться, а также практика и большой опыт работы в рекламе.
BTL-директор внутри агентства отвечает за все составляющие рекламного процесса.
На данный момент не существует общепризнанных курсов и сертификатов, открывающих прямую дорогу к должности BTL-директора. Даже MBA в области маркетинга хоть и будет рассматриваться работодателями как плюс, перевесить недостаток опыта не сможет.
Для повышения своей квалификации BTL-менеджеры могут посещать тренинги и семинары учебных центров, обмениваться опытом в интернет-сообществах и на ежегодных BTL-съездах, следить за новинками рынка, читая специализированную литературу.
Путь в профессию
Стать BTL-директором может только специалист, много лет проработавший в области рекламы. Причем агентства при поиске специалистов на эту должность в качестве основного требования выдвигают наличие у кандидатов опыта управления проектами в области BTL не менее двух лет.
Самый правильный путь к позиции BTL-директора – пройти все ступени профессионального развития и карьерного роста в сфере BTL.
Наиболее длинный и, наверное, самый правильный путь к данной позиции – пройти все ступени профессионального развития и карьерного роста в сфере BTL. Будучи студентом первых курсов можно начать подрабатывать промоутером, чтобы увидеть промоакции «изнутри». При осознании желания развиваться дальше в этом направлении, занять позицию супервайзера и уже контролировать работу небольшой группы промоутеров, фактически выступая связующим звеном между ними и агентствами. Заработав себе положительную репутацию в агентстве, к выпускному курсу можно перейти на сторону агентства координатором или помощником менеджера и дальше расти внутри агентства от исполнителя до руководителя проекта. Проработав несколько лет на подобной позиции или менеджером по работе с клиентами, досконально изучив весь процесс подготовки и реализации различных проектов, научившись грамотно составлять все сопровождающие данный процесс документы, ощущая в себе смелость и желание двигаться дальше, можно претендовать на позицию BTL-директора, которая ставит перед специалистом более масштабные задачи.
Функциональные обязанности
BTL-директор – это, прежде всего, управленец. Его основные обязанности заключаются в анализе проектов, разработке новых эффективных схем, стратегии развития BTL-направления в агентстве, а также он:
координирует отношения с клиентами: рекомендует команде аккаунт-менеджеров, что и как предложить каждому клиенту, чтобы сотрудничество было максимально полезным, удобным и экономически целесообразным для обеих сторон;
контролирует работу коллектива, помогая советом проджект-менеджерам, рекомендуя самые эффективные методы решения поставленных задач, наиболее адекватные способы выхода из сложных ситуаций, иногда просто поддерживая коллег, постоянно работающих в условиях стресса;
управляет финансами в той мере, в какой требуют этого те или иные решения по реализации проектов.
В сферу ответственности BTL-директора входит также подготовка предложений для клиентов, контролирование процесса реализация проектов, отчеты по завершенным проектам. Если в каком-то звене цепи происходит сбой, BTL-директор должен подстраховать, помочь и/или даже сделать чью-то работу сам, так как именно он ответственен за конечный результат.
Навыки
BTL-директор должен знать:
Если в каком-то звене цепи происходит сбой, BTL-директор должен подстраховать, помочь и/или даже сделать чью-то работу сам.
основы мерчендайзинга, понимать специфику выкладки товара, работы администраторов и продавцов в торговом зале;
алгоритм работы товаропроводящей сети;
законодательство о рекламе и предпринимательской деятельности;
нюансы составления и оформления всего пакета документов по проекту от инструкции промоперсоналу до финального отчета: договоры с заказчиками и подрядчиками, документы для участия в тендерах, официальные письма и запросы на разрешения проведения мероприятий. Ключевым является умение подбирать четкие и лаконичные формулировки, понятные адресату документа. И хотя непосредственной подготовкой этих документов занимаются другие люди, BTL-директор должен контролировать и этот процесс, поскольку внутри агентства – он конечная инстанция.
BTL-директору необходимо:
свободно владеть всем пакетом MS Office, включая Power Point и Access, а не только общепринятые Word, Excel и Outlook;
быть в курсе всех технических новинок, открывающих новые возможности для реализации BTL-кампаний;
обладать навыком составления технических заданий программистам, так как для нужд агентства регулярно требуются специальные вычислительные программы, которые облегчают обработку больших массивов специфических данных (например, ценовой мониторинг, данные голосований или обработка анкет) и бывает так, что ни одна из существующих программ не учитывает в полной мере особенности необходимых вычислений;
иметь навык статистического анализа, в частности умение пользоваться программным пакетом SPSS, для грамотной оценки эффективности кампании;
не помешает и владение Corel Draw, особенно, если он работает не в очень крупном агентстве. Зачастую небольшие правки, которые клиент просит внести в уже готовый макет, быстрее и правильнее внести самостоятельно, чем отвлекать дизайнеров от других задач.
не будет лишним знание 1С или другой аналогичной программы, так как ему придется иметь дело с управленческой и финансовой отчетностью.
Из личных качеств, которыми должен обладать BTL-директор, стоит особенно отметить стрессоустойчивость. Требуется стойкость характера, мгновенная реакция и умение быстро находить выход из сложной ситуации, поскольку в BTL очень высока роль человеческого фактора, а значит, велика вероятность сбоев и непредвиденных обстоятельств. BTL-директор должен уметь разрешать любые проблемы и сглаживать возникающие конфликтные ситуации таким образом, чтобы всё продолжало функционировать в прежнем режиме. Необходимо осознавать ответственность, лежащую на руководителе BTL-направления, и очень внимательно относится ко всем документам и возникающим вопросам, поскольку любая ошибка подчиненных может иметь серьезные финансовые и/или имиджевые последствия для агентства. BTL-директор не может быть слабым, он должен уметь зарядить уверенностью сотрудников и клиентов, убедить и тех и других, что предложенный проект агентству по силам.
Плюсы и минусы
К минусам работы BTL-директора без сомнения относится высокий уровень стресса, постоянные форс-мажорные и авральные ситуации. Его задача заключается в том, чтобы клиент никогда не узнал обо всех сложностях работы и ничто не помешало качественно реализовать проект в оговоренные сроки. Зато, когда кампания прошла успешно и выросшие продажи говорят о правильности выбранной стратегии и ее хорошей реализации, осознание собственных заслуг с лихвой покрывает все переживания.
Важным плюсом этой работы является то, что она закаляет характер, способствует развитию творческих задатков.
Важным плюсом этой работы является и то, что она закаляет характер, способствует развитию творческих задатков.
Виктория Алексеева, BTL-директор коммуникационного агентства Face2Face, считает: «Самое приятное в работе BTL-директора то, что результаты труда всегда можно увидеть и оценить. Благодарности от клиентов и показатели эффективности очень красноречиво говорят о качестве твоей работы и, несомненно, доставляют ни с чем несравнимое удовольствие. К тому же, работая BTL-директором, ты всегда в курсе всех технических новинок и можешь проявить свои творческие способности, придумав, как применить ту или иную новинку для эффективного продвижения товаров и услуг клиентов».
Оплата труда
В Москве зарплата BTL-директора в зависимости от масштаба агентства и квалификации специалиста колеблется от 2 до 5 тыс. долл. К ним прибавляется еще бонусный пакет, который зависит непосредственно от эффективности работы. В регионах, в зависимости от местности и от тех же условий, уровень дохода может быть значительно ниже.
Перспективы
На рынке рекламных коммуникаций постоянно появляются новые направления, всё движется в сторону цифровых технологий. Разрабатывая возможности использования в BTL новых технических средств, создания специализированных измерительных программ, осваивая планирование и проведение TTL-кампаний, BTL-директор может профессионально расти, причем его доход и статус будут увеличиваться соразмерно развитию агентства. Можно сделать смелый шаг – организовать собственно агентство, уйти на сторону клиента или в другие обслуживающие маркетинговые структуры, например в консалтинг. Работа BTL-директора дает несравнимые навыки контроля и управления, в том числе и удаленного, поэтому опытный BTL-директор впоследствии может успешно реализовать себя практически на любой управленческой позиции.
--------------------------------------------------------------------------------
1 BTL (от англ. belowthe line – «под чертой») – определение видов рекламы, появившихся в противовес стандартной рекламе, распространяющейся по медиа-каналам.